Порядок рождения ребенка в семье: проявление и способы коррекции
Чем предопределяется наше будущее, начиная с самого рождения? Генами, воспитанием, примером, который демонстрируют значимые взрослые? Да, безусловно.
Но только ли эти факторы влияют на формирование личности, черты характера, а также дальнейшую судьбу, будущую профессию, семейную жизнь? Насколько важно учитывать порядок рождения ребенка – был ли он у родителей первенцем, младшим или единственным – при проведении психотерапевтических встреч с ним или членами его семьи? Особенно, если дело касается вопросов супружеских взаимоотношений?
Впервые задался этими вопросами и постарался найти на них ответы c научной точки зрения Альфред Адлер (AlfredAdler, 1870–1937гг.), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Именно он первым обозначил связь между порядком рождения ребенка и формированием его личности. Психологи-последователи Адлера продолжили изучение того, как влияет положение детей в семье на развитие последних. После проведения многочисленных опытов и наблюдений были выявлены и описаны определенные закономерности, касающиеся особенностей характера одних и тех же категорий сиблингов и их последующей взрослой жизни.
К настоящему времени проведено множество серьезных эмпирических исследований на данную тему. И хотя нет пока единой и полной теории порядка рождения, нельзя отрицать факт его влияния на формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания. Более того, впечатляющее количество изысканий порядка рождения отражает важность этого фактора – как для психологии вообще, так и для конкретного индивида в частности.
Известный психолог УолтерТоумен (WalterToman, 1920-2003гг.) внес немалую лепту в разработку указанной проблемы, подробно рассмотрев различные психологические аспекты семейных взаимоотношений и сделав ряд существенных выводов. Изучив тысячи семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики.
Стереотипы не означают, конечно, что каждый должен быть именно таким. Однако научные исследования доказывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют схожие черты характера.
Старший ребенок (первенец) занимает уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти их стандарты поведения. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры.
Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием родителей и часто сопровождается ревностью к брату или сестре. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Первенец обычно заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, нередко становится лидером.
Такие дети, в тенденции, проявляют высокую ответственность и ориентированы на продуктивность. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Первенцы являются высоко мотивированными, имеют сильную потребность в достижении и чаще других достигают высоких постов.
Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. В паре они стремятся лидировать, иногда излишне контролировать или опекать супруга – зачастую в ущерб отношениям.
Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным. Он может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. При этом средние дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Средний ребенок, если только это не единственная девочка или не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить собственные роль и место.
Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение – просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в других областях.
У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Исследования показывают также, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам.
Младший ребенок также занимает уникальное положение в семье. У него нет «преследователей» и, являясь «ребенком всей семьи», он навсегда им остается. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных ее членов, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И, как правило, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.
Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Такие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп.
Младшие дети имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все другие позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам.
Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений (поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша). Он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга.
Единственный ребенок обладает свойствами как старшего, так и младшего. Ему не нужно бороться за родительское внимание, над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия.
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, в своем поведении единственный ребенок ориентируется исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Он уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве. После первенцев, единственные дети имеют самые высокие IQ и показатель потребности в достижении. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно добивается в учебной деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника.
Есть два возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.
Единственные дети склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации (Аффилиация англ. toaffiliate — присоединять, присоединяться — стремление человека быть в обществе других людей.). Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи.
Больше всего психологических проблем у единственных детей, они чаще других обращаются за психотерапевтической помощью, причем неоднократно. Исследования показывают, что они испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Чаще всего единственные дети очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни, что нередко мешает им в отделении и самостоятельности.
По этой же причине единственные дети нередко ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз можно дать парам, где один из партнеров был единственным ребенком в семье, а другой имел младшего брата или сестру. Браки, в которых каждый из супругов был единственным, имеют наихудший прогноз.
Согласно исследованиям Тоумена для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди братьев и сестер в своей семье. Так, выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки.
В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке дополняют друг друга – один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.
Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы достичь согласия и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Они могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.
Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как «нечто чужое и непонятное», и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщине, у которой были братья.
Тем не менее, даже комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений. Для достижения же супружеской гармонии в более сложных случаях нередко требуется помощь специалиста.