Как возникают критические жизненные ситуации
ОТВЕТ. Ежедневно на работе, дома, в гостях мы сталкиваемся со множеством различных ситуаций. Причем они могут вызывать у нас как положительные, так и отрицательные эмоции. Негативные эмоции вызывают критические жизненные ситуации, которые предполагают серьезные проблемные ситуации, требующие разрешения или преодоления. Психологи считают, что для понимания поведения человека, его поступков нужно знать объективные обстоятельства его жизни и восприятие их самим человеком, т. е. его отношение. Таким образом, критическая жизненная ситуация — это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые человек воспринимает как серьезную, трудноразрешимую проблему. Такими типичными жизненными ситуациями являются стресс, конфликт и кризис. Стресс вызывает состояние психического напряжения, которое создают тяжелые, трудные жизненные ситуации. Его могут вызвать физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психологические травмы и т. д. Стресс имеет и позитивное значение. Стрессовые ситуации «закаляют» волю человека в плане преодоления трудностей. Однако не всегда ресурсы человека достаточны для преодоления сильного стресса. Степень кратковременности и длительности стресса различна. Относительно длительные переживания человека выражаются в конфликтах и кризисах. Конфликты возникают из определенного рода противоречий, болезненно воспринимающихся человеком. Для такой жизненной ситуации характерна активность, направленная на преодоление и разрешение возникшей проблемы.
В психологии выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностные, или личностные, конфликты возникают между несовместимыми или трудносовместимыми интересами, потребностями и представлениями человека; межличностные конфликты возникают между участниками, имеющими разные цели, интересы, представления, способы поведения и др.;
межгрупповые конфликты возникают между группами с разными целями и интересами. Все три типа конфликта обладают основными признаками: существование противоречия, наличие проблемы, требующей разрешения, а также стремление преодолеть возникшее противоречие. Кризис имеет более глобальный характер, поскольку затрагивает самые фундаментальные, жизненно важные ценности и потребности человека. Он не только сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, но и становится доминантой внутренней жизни человека. Состояние кризиса нарушает привычный ход жизни, иногда даже делает невозможной обычную жизнедеятельность. Человек в этот период переосмысляет всю свою жизнь: свои цели, образ жизни, отношение с окружающими и т. п. Для него жизненно важно успешно преодолеть свое кризисное состояние. После его преодоления у человека могут появиться новые качества жизни. Все стрессовые, конфликтные и кризисные ситуации могут оказывать негативное влияние на человека, вплоть до полного разрушения или серьезной деформации его личности. Однако успешное их преодоление становится источником личностного роста и фактором повышения удовлетворенности жизнью.
007.КАКОВЫ ФЕНОМЕНЫ КРИЗИСА ЗРЕЛОСТИ?
ОТВЕТ. Кризис зрелости вызревает незаметно, а протекает длительно. Большинство людей стремятся непосредственно перед кризисом жить интенсивной и насыщенной событиями жизнью, сохраняя уверенность в себе. В 40—42 года появляются первые признаки убывания физических сил. Человек замечает, что он уже не в состоянии добиваться результатов, сопоставимых по своей значимости с его прошлыми достижениями, иногда начинает ощущать «застой» в своей жизни. Организм слабеет и начинает заметно сдавать. Появляются хронические возрастные заболевания. Невольно возникают мысли о том, что лучший, наиболее работоспособный период жизни уже позади, а сделано так мало. Иногда появляются тоскливость, мрачные мысли: жизнь прошла напрасно, ничего не приобретено. В возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на высоком уровне: перед глазами была далекая перспектива, мир воспринимался во всей полноте и главным образом вокруг себя. Теперь взгляд снова обращается вовнутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они еще по-настоящему не усвоены. Многие переживают начало кризиса как преддверие еще больших испытаний, возникает чувство, что на них надвигаются такие задачи, которых они себе и помыслить не могли. Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить. С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности как индивидуальности.