В 1965 году П.Луспекаеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР
В том же году он покинул труппу БДТ по целому ряду причин. Здесь была и возникшая внезапно напряженность в отношениях с Товстоноговым, и невозможность из-за хирургической операции отдавать все свои силы сцене. Единственным заработком Луспекаева отныне осталось кино и телевидение.
Через год на творческом счету актера появилась еще одна удачная роль, причем она вновь была связана с именем режиссера Г.Полоки. Речь идет о фильме "Республика ШКИД", в котором Луспекаеву досталась роль учителя физкультуры Косталмеда.
Стоит отметить, что первоначально фильм вмещал в себя две серии, и Луспекаеву в нем отводилась одна из главных ролей. Однако в самый разгар съемок у Луспекаева вновь обострилась болезнь, и его надолго уложили в больницу. В конце концов, врачи приняли решение ампутировать у него стопу. На съемки фильма Луспекаев уже не вернулся, а когда Полока предложил доснять несколько сцен с участием актера прямо у него на квартире, из этой затеи ничего не вышло – Луспекаев так и не смог встать с постели. Поэтому роль Косталмеда оказалась в фильме слишком короткой.
Однако главной работой Луспекаева за всю его творческую карьера стала роль, предложенная ему режиссером Владимиром Мотылем в июле 1968 года – таможенник Павел Верещагин в "Белом солнце пустыни".
На момент съемок фильма Луспекаев пережил очередную тяжелую операцию – у него ампутировали вторую стопу. Однако, не смотря на это, он дал свое твердое согласие сниматься в фильме. Специально для этого ему были сконструированы специальные сапоги, которые помогли ему, хотя и не в полной мере, заглушить боль при хождении.
...17 апреля в час дня Луспекаев позвонил из гостиницы "Минск" Казакову. Пожаловался, что ему скучно, что он ждет-не дождется завтрашнего дня, когда возобновятся съемки. Сообщил также, что вчера к нему приезжали старые приятели из Еревана и они хорошо отметили их приезд. На этом разговор закончился. А буквально через час после него Луспекаев скончался. Врачи констатировали разрыв сердечной аорты".
Ну, что ж, спасибо "старым приятелям"! Не об этом ли стихотворение Ивана Радченко:
УМИРАЛ ЧЕЛОВЕК
…Умирал человек –
Не от старости, кстати,
Не в санбате,
А просто в домашней кровати.
Не от злого луча,
Не от грозного вируса,
Что случайно из плена стеклянного
Вырвался.
Умирал человек,
За здоровье которого
По традиции пили
Умело и здорово.
И не пить бы ему –
Что поделаешь – мода!
Пил старательно он
В счет грядущего года.
Удивлялись друзья:
Вот здоровье воловье!
Умирал он,
Пропив,
Как зарплату,
Здоровье…
…А за окнами
гомон скворцов восхищенных…
Нет, не будет
Муаровых лент на знаменах…
Лил перцовку закат
На панель подоконника.
Шли за гробом друзья,
Осуждая покойника:
Человека, мол, жалко,
Но пил он не в меру.
А ему бы по праздникам только,
К примеру.
Шли за гробом коллеги
Со скорбными лицами.
И в коллегах тех
Не было
Сходства
С убийцами!
Эти "коллеги", эти "старые приятели", эти некрофильствующие бахусопоклонники лезут в нашу жизнь подобно хорошо намыленной клизме: включаешь телевизор – там Якубович! Включаешь радиоприемник - Шуфутинский хриплым голосом старого сифилитика:
За милых дам, за милых дам!
Садишься в такси, а тут кассета крутится:
Давай, дружок,
На посошок!
И это, весьма посредственная певичка Н.Кадышева, призывает в вымирающей России, где – по данным Минздрава РФ - только 10 % выпускников школ можно отнести к здоровым людям!
Нет, не только отдельные дегенераты от культуры свихнулись – мир весь с ума сошел! И, видимо, навсегда, поскольку как сказал поэт Низами,
Больной не может сам себя исцелить,