События тренинга на шкале времени
События, происходящие на тренинге, можно типологизировать разнообразными способами. Исходя из данного определения, наиболее естественным представляется использование критериев времени и пространства, указывающих на то, когда и где реализуется активность участников.
Какие события — с временной точки зрения — проявляют себя на тренинге?
Во-первых, это события, произошедшие с членами группы до тренинга. Это могут быть события приятные и неприятные, дающие уверенность в себе (ресурсные) и психотравмирующие, конструктивные и деструктивные, внутренние и внешние. Клиент может прийти на тренинг, «неся в себе» пережитое им событие, и именно с этим событием надо будет работать в группе.
Во-вторых, это события, случающиеся (происходящие) на тренинге. Имеются в виду те события, которые отвечают знаменитому принципу «здесь и теперь». Это могут быть инсайты и катарсисы, реальные конфликты, «прочувствование» другого человека и многое другое. Без таких событий немыслима реализация принципа эквивалентности психологических структур деятельности, которую клиент хочет освоить, и деятельности на тренинге, а значит и сомнительно осуществление реальных изменений клиента.
В-третьих, это события, которые пока не произошли, но желательно их осуществление после тренинга. На тренинге такие события конструируются, моделируются, как бы «проживаются заранее». Они могут осуществляться в форме репетиции поведения и формирования некоторых умений. Происходя в тренинговой реальности, эти события направлены в будущее.
О значении событий прошлого и настоящего и их интересном сочетании говорит одна чудесная притча.
Однажды два монаха, принявшие обет строгой аскезы, подошли к небольшой реке и только собирались перейти ее вброд, как появилась молодая женщина и попросила монахов помочь ей перебраться через реку.
Младший монах был в растерянности, а старший, недолго думая, подхватил женщину на руки и перенес через реку. Поблагодарив за помощь, женщина удалилась, а монахи отправились дальше.
Придя в себя, младший монах набросился на своего старшего товарища: «Как ты мог? Мы дали строжайший обет даже не приближаться к женщинам, а ты взял ее на руки!.. Прижимал к себе!..» Его негодованию не было предела. Он неустанно бранил и бранил своего спутника, а тот молчал и невозмутимо шел дальше.
Наконец старший монах остановился, с улыбкой посмотрел на своего продолжавшего кипятиться товарища и сказал; «Я нес эту женщину на руках всего пять минут и давно забыл об этом, а ты несешь ее уже два часа».