Характеристика опытного обучения школьников риторическому анализу дружбы как коммуникативного явления
Обработав и проанализировав результаты констатирующего среза, мы смогли приступить к отбору основного содержания обучения школьников риторическому анализу дружбы как коммуникативного явления.
Для этого нам потребовалось:
- сформулировать ключевые положения, лежащие в основе обучающего (формирующего) эксперимента;
- разработать программу опытного обучения (структуру, содержание, типологию заданий и пр.) и проверить ее эффективность на практике с помощью сформулированных критериев.
Цель опытного обучения была конкретизирована следующими задачами:
- определить основные понятия, о которых пойдет речь на экспериментальных занятиях (дружба, симпатия, дружелюбие, дружеская беседа и др.); уточнить и конкретизировать их значение;
- отобрать минимум теоретических сведений, необходимых старшеклассникам для того, чтобы научиться правильно анализировать ситуации дружеского общения;
- обозначить комплекс опорных и формируемых коммуникативных умений;
- выбрать методы и приемы введения и закрепления новых сведений о дружбе как коммуникативном явлении и предмете риторического анализа;
- установить последовательность изложения информации и формирования специальных умений;
- отобрать наиболее эффективные средства обучения (тексты-образцы, видеоматериалы и др.).
В основу разработанной методики опытного обучения были положены достижения лингвистики, психологии, риторики, педагогики, теории и методики обучения русскому языку и риторике, а также учитывали результаты констатирующего среза.
1. Психологической и психолингвистической основойсоздания методики опытного обучения стали:
• Понятие о дружбе как системе взаимоотношений, характеризующейся рядом особенностей;
• учёт так называемого «кодекса дружбы», благодаря которому она может развиваться или прекратить свое существование;
• учёт паралингвистических особенностей дружеского общения;
• различные классификации, подразделяющие дружбу на виды.
2. Лингвистической основой методики опытного обучения являются сведения:
• О «дружбе», как лингвистическом термине;
• о понятиях, сходных по своему значению с «дружбой» («симпатия», «приятельство», «дружелюбие», «любовь»).
3. Литературоведческой основой программы опытного обучения являются сведения о текстах-образцах, которые составили основу анализа в рамках теоретической части исследования и опытного обучения старшеклассников.
4. При организации опытного обучения мы учитывали, что учащиеся десятого класса имеют представление о дружбе, как явлении действительности, но, скорее всего, никогда не сталкивались с ее коммуникативным анализом.
5. Экспериментальная программа должна органично включиться в учебный процесс с учётом других действующих программ школьной подготовки.
Созданная программа опытного обучения имеет следующие особенности:
1. В ней реализуются общедидактические принципы обучения: принцип научности, преемственности, систематичности и последовательности в обучении; принцип связи теории с практикой.
2. Учитываются особенности мыслительной деятельности школьников: уровень развития аналитического мышления, достаточно развитое абстрактное мышление, умение делать выводы. Программа опытного обучения направлена, в том числе, и на развитие этих способностей.
3. В программе учтены данные, полученные во время проведения констатирующего среза. Это позволило включить в программу сведения, которые необходимы школьникам в соответствии с задачами опытного обучения.
6. В программу эксперимента входят следующие группы коммуникативных заданий:
а) задания аналитического характера, требующие углубленного, содержательного анализа текстов-образцов и видеофрагментов, включающих ситуации дружеского общения, например задания, связанные с анализом видеофрагмента и выявлением пантомимических особенностей дружеского общения;
б) задания аналитико-конструктивного характера, направленные на анализ текстов-образцов, видеофрагментов и выполнение определённых коммуникативных действий, в результате которых учащиеся определяют, являются ли общение дружеским.
Место заданий разных групп определяется в программе опытного обучения с учётом необходимости постоянной актуализации знаний.
7. Для опытного обучения были отобраны следующие дидактические материалы: цитата древнегреческого философа Аристотеля о дружбе, видеофрагменты из сериала «Простые истины» (серия 33 и 39), фрагменты произведений А.П. Чехова «Мальчики», Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», М.М. Рощина «Валентин и Валентина», М.Г. Львовского «В моей смерти прошу винить Клаву К.», слайды.
При отборе дидактического материала мы учитывали следующее: его методическую целесообразность; доступность содержания текстов; наглядность и достоверность.
Отобранные и подготовленные средства обучения (слайды, раздаточный материал, видеофрагменты) должны были помочь школьникам освоить тему урока; овладеть умениями анализировать дружеское общение с коммуникативной точки зрения.
Формирующий эксперимент был проведен с учащимися десятого класса лицея № 11 г. Новокузнецка. Количество учащихся - пятнадцать человек. Выбор этой группы учащихся был сделан по следующим причинам:
• именно в этом возрасте (15-17 лет) девушки и юноши находятся на этапе становления зрелых дружеских отношений, но, к сожалению, зачастую, испытывают коммуникативные проблемы в общении со сверстниками, по причине замкнутости и неуверенности в себе, свойственной подростковому возрасту;
• анализируемые образцы дружеского общения близки и интересны ребятам, так как герои находятся в аналогичных жизненных ситуациях и на примере их поведения школьники могут сделать для себя выводы о том, как стоит и не стоит вести себя в различных обстоятельствах;
• система знаний, вошедших в разработанную нами методику обучения, подготавливает школьников к уместному использованию жанров речи в дружеском общении.
Опытное обучение осуществлялось в ходе двух уроков.
На первом уроке учащиеся получают теоретическую базу сведений об общении, в ходе эвристической беседы, сообщающего слова учителя и выполнения ряда практических заданий. Кроме того, проводится констатирующий срез, результаты которого обозначают сильные стороны или пробелы в знаниях ребят о дружбе как коммуникативном явлении и позволяют в дальнейшем заполнить эти пробелы.
На втором уроке учащиеся получат возможность применить теоретические знания на практике. Планируется выполнение заданий аналитического характера, а именно: прокомментировать высказывание Аристотеля о дружбе «Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага» и аргументировать свое согласие или несогласие с ним; проанализировать ситуации общения в сериале «Простые истины» на предмет выявления признаков дружеского общения и соотнесения с жанрами (беседа, разговор по душам); сделать вывод о том, все ли пункты «кодекса дружбы» обязательны для выполнения и почему.
В финале занятия ребята должны выполнить задание аналитико-конструктивного характера, проанализировав фрагменты произведений, в которых представлены различные ситуации общения. Пользуясь сведениями, которые они получили во время опытного обучения, школьники должны сделать вывод о том, является ли это общение дружескими и объяснить, по каким признакам они это определили.