Использование методов диагностики и психокорреции.
Все запланированные методики удалось провести с испытуемой за 1 день.
Проводились они в такой последовательности:
1. методика «Незаконченные предложения»;
2. тест «Пирамида Маслоу»;
3. «Психогеометрический тест» Деллингер;
4. рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич;
5. методика Додонова «Предпочитаемые переживания» (шкала оценки значимости эмоций);
6. методика «Рисунок человека из геометрических фигур»;
7. рисуночный тест «Дом, дерево, человек».
Обсуждение с испытуемой интерпретации результатов тестов проводилось после окончания всей диагностики. После проведения всех тестов с испытуемой мы сделали получасовую паузу в общении: я занялась обработкой результатов диагностики и предварительными выводами, формулировкой психологического диагноза, подготовкой рекомендаций, а Ирина тем временем занималась своими домашними делами.
Спустя примерно полчаса мы снова встретились и обсудили результаты диагностики, подвели итоги, я дала рекомендации Ирине, но право принять решение в отношении дальнейших поступков и действий я оставила за самой испытуемой.
Анализ и самоанализ
Начали мы диагностику с испытуемой с методики «Незаконченные предложения», цель которой – изучение эмоционально-личностной сферы, получение дополнительной информации о причинах беспокойства и душевного дискомфорта испытуемой.
Результаты теста (см. Приложение 3) подтверждают эмоциональную неудовлетворённость испытуемой, о наличии которой стало известно ещё из предварительной беседы с ней при изучении практического запроса. По результатам теста, Ирина чувствует беспокойство и подавленность, связанную с потерей веры в то, что её жизнь изменится в лучшую сторону. Она не довольна ни своей работой, ни зарплатой, ни своим внешним видом, ни местом жительства, ни своим прошлым. Ирина не верит в настоящую дружбу. Искренность, порядочность и надёжность – главные человеческие качества для неё. Она стремится стать лучше. И мечтает познать, что такое счастье, стать более позитивной и жизнерадостной.
Второй методикой мы провели тест «Пирамида Маслоу», цель которой - диагностика степени удовлетворенности потребностей.
Результаты показали (см. Приложение 3), что потребность испытуемой в востребованности обществом находится на очень низком уровне (11 баллов), потребность в безопасности и надёжности, в чувстве собственного достоинства, в самореализации - на среднем уровне (18,15 и 19 баллов соответственно), но потребность в самореализации имеет самый высокий балл и близка к высокому уровню.
Таким образом, из теста можем сделать вывод, что потребность в востребованности обществом у испытуемой удовлетворена, а наиболее актуальной потребностью (хотя и не ярко выраженной) является потребность в самореализации.
Далее испытуемой был предложен «Психогеометрический тест» Деллингер, цель которого – выявить тип личности и личностные качества.
Ирина из 5 геометрических фигур (см. Приложение 3) выбрала треугольник, что указывает на тип личности человека-лидера. В связи с этим можно предполагать (с вероятностью 85 % - такова точность теста), что Ирине свойственны такие качества: целеустремлённость, аналитический склад ума, способность концентрироваться на главном, уверенность в себе, склонность к конкуренции, категоричность, прагматичность, честолюбие, эгоцентризм.
На втором месте по предпочтению у испытуемой – квадрат, родственная треугольнику фигура, предпочтение которой тоже свойственно преимущественно левополушарными мыслителями, способным глубоко и быстро анализировать ситуацию. Людям, предпочитающим квадрат, также свойственно: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, эрудиция, внимательность к деталям, предпочтение следовать заведенному порядку, правилам, аккуратность, рациональность, эмоциональная сухость и холодность, склонность теряться в нестандартной ситуации. Эти качества, по результатам теста, тоже не чужды испытуемой, но чуть менее выражены, чем свойства личности человека, предпочитающего треугольник.
Наименее привлекательной фигурой испытуемая сочла зигзаг. В связи с этим можно сделать вывод, что инакомыслящие, оригинальные, творческие, эксцентричные, часто непредсказуемые, не всегда последовательные и не всегда логичные люди неприятны ей, общения с такими людьми она избегает.
Следующим был проведён рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич, цель которого - регистрация состояния психики.
Вот характерные детали рисунка (см. Приложение 3) и их интерпретация:
- Голова животного повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки также боязнь перед активным действием и нерешительность.
- Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием).
- Соединение ног с корпусом выполнено точно, тщательно – такой же точный и тщательный характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.
- Хвост повернут вправо и вверх — положительное отношение к своим действиям и поведению.
- Контур фигуры выполнен в острых углах – это агрессивная защита от окружающих.
- Боковые острые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; острый контур изображён справа – преимущественно это защита больше в процессе реальной деятельности; острый контур продолжается и вверху – защита от вышестоящих (начальства, руководителей, старших по возрасту людей); когти, направленные вниз - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения.
- Изображение в качестве несуществующего животного дракона (и испытуемая дала ему соответствующее название – «Дракоша»), широко распространённого образа фантастического животного, то есть его образ придумала не сама испытуемая – свидетельство, на мой взгляд, крайней умеренности в проявлении фантазии, креативности, оригинальности.
Далее испытуемой была предложена методика Додонова «Предпочитаемые переживания» («Шкала оценки значимости эмоций»), цель которой – выявить приоритет эмоциональных предпочтений испытуемой.
Из теста видно (см. Приложение 3), что самыми приятными переживаниями для испытуемой являются: веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринуждённой обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни (на первом месте в ранге); чувство радости и удовлетворения, когда удаётся сделать что-либо хорошее для дорогих человеку людей (на втором месте в ранге); радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей (на третьем месте).
Наименее предпочтительными (в нижней части ранга) в основном являются переживания, связанные с чем-то новым и неизведанным.
Затем с испытуемой была проведена методика «Рисунок человека из геометрических фигур», цель которой – выявление индивидуально-типологических различий.
Согласно результатам теста (см. Приложение 3), наиболее выражен у испытуемой тревожно-мнительный тип личности (формула 415): характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании. Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью.
И последней диагностической методикой, предложенной испытуемой, был рисуночный тест «Дом, дерево, человек», цель которого – оценка личности испытуемой, уровня ее развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы ее взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Данный тест (см. Приложение 3) не дал широкого обзора личностных черт испытуемой, в основном все интерпретации рисунка указывали на одно – её нежелание раскрываться перед другими людьми, закрытость в общении.
Рассмотрим это более подробно.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Отсутствие дверей — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Перспектива, рисунок изображен вдали — чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.
Размещение рисунка над центром листа – 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека.
Первым рисуется дом – значит, на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Таким образом, из всего процесса диагностики кратко можно сделать такие выводы об испытуемой:
Ирина в данный момент испытывает эмоциональную неудовлетворённость своей жизнью (работой, финансами, внешностью, местом жительства, отсутствием рядом близких надежных людей), ей хочется многое поменять. Но настрой пессимистический (слаба вера в перемены к лучшему), состояние подавленности. В актуальных потребностях преобладает потребность в самореализации, в комфортных условиях жизни, в стабильности, в положительных эмоциях. Негативное отношение выражено к нестабильности и непредсказуемости (жизненных обстоятельств, людей). То есть, образно говоря, Ирина хочет перешагнуть на качественно новую, более высокую по благополучию ступень жизни и там остаться. Испытуемой характерны целеустремленность, прагматичность, аналитичность, трудолюбие, внимательность к деталям, любовь к порядку, способности в области ручного труда и литературные способности. Также присутствует защитная агрессивность, закрытость, страх довериться не тому человеку, поэтому большинство негативных эмоций не находят выхода, их приходится держать в себе.
Поэтому я решила рекомендовать испытуемой безопасный и, более того, полезный способ самовыражения, самореализации: это литературное творчество и занятие ручным трудом (например, лепка из солёного теста различных красивых мелочей типа предметов для украшения интерьера, или изготовление топиарий, или скрапбукинг, или выбрать что-то другое). Также рекомендовала испытуемой попробовать писать стихи, в которых могла бы отобразить все, что накопилось на душе, или хотя бы вести личный дневник. Позже, по желанию, если у Ирины накопится много красивых поделок, их можно продавать – таким образом из хобби извлекать еще и финансовую выгоду. Свои стихи, при желании, тоже можно публиковать.
В процессе ознакомления испытуемой с результатами диагностики, совместных выводов у испытуемой в основном не возникало никаких возражений (кроме выводов из последнего теста – «Дом, дерево, человек»: здесь Ирина недоумевала и отрицала тот факт, что закрытость и отгороженность в общении была и в отношении меня – диагноста, и с моим предположением, что последний тест она выполняла неохотно, возможно, устав от процесса диагностики, не согласилась). С остальными интерпретациями тестов и выводами из них испытуемая была согласна. И рекомендации приняла с интересом и воодушевлением. Ирина вспомнила, что ей с детства нравилось что-то мастерить, например, шить одежду для пупсиков (так как сами куколки были маленькими, то и одежда для них была очень маленькой, то тщательно проработанной: у Ирины хватало терпения пришивать чуть ли не микроскопический карман к крошечному халатику). А когда дочь была младше, Ирина с увлечением делала с ней различные поделки (лепила, делала аппликации, коллажи, поделки из природного материала и многое другое). И тогда, по словам испытуемой, она чувствовала душевную радость, эмоциональное удовлетворение. И свои литературные способности Ирина не отрицала. Она сказала, что, например, во время дистанционного обучения в институте она с удовольствием выполняла контрольные работы в виде эссе. А вот стихи писать никогда не пробовала.
Также я дала Ирине заготовленную памятку «Основные способы борьбы со стрессом» (см. Приложение 6).
В результате нашей с ней работы испытуемая оценила уровень своей подавленности от невозможности поменять свою жизненную ситуацию в лучшую сторону на 4-5 баллов по 10-балльной шкале. У нее появилась надежда на то, что теперь она сможет справиться со своими отрицательными эмоциями, задействовав имеющиеся у нее, но забытые ресурсы, которые способны внести в ее эмоциональную жизнь поток радости и удовольствия. А эмоциональное состояние, как известно, очень влияет на качество жизни, на происходящие в жизни изменения.
Я считаю, что изменения в состоянии испытуемой на 3-4 балла в лучшую сторону являются хорошим результатом нашей с ней работы.
Таким образом, поставленная цель была достигнута.
10.10.2015, суббота
Содержание работы