Влияющих на межличностные отношения. Эксперимент проводится в двух вариантах:
Эксперимент проводится в двух вариантах:
1) с 2 участниками;
2) с 2 группами участников.
Во втором варианте в предмет исследования входит поведение группы в ситуации необходимости принятия решения при неопределенном исходе и равных альтернативах. Отличие первого варианта от второго заключается в том, что первый вариант требует от испытуемого мышления вслух и последующей интроспекции; во втором исследователь может непосредственно наблюдать взаимодействие в группе. Однако эксперименты во втором варианте осложняются в связи со значительным расширением диапазона значимых факторов: разной коммуникативной активности и компетентность участников, дополнительных моментов индивидуального понимания задания и т. п.
В начале эксперимента участникам сообщается, что один из них (определяется кто) будет играть за узника, а другой за охранника. Далее узник условно помещается в камеру, имеющую следующую форму.
Все углы камеры, так же, как и стороны, абсолютно одинаковые. Охранник находится снаружи.
Инструкция для узника
Ваша задача — выбрать один из углов для побега. Побег будет считаться удачным, если охранник не догадается, какой угол вы выбрали. Запишите выбор и его обоснование в протокол.
Инструкция для охранника
Ваша задача — догадаться, в каком углу готовит побег узник, и предотвратить побег. Запишите ваш выбор и обоснуйте его в протоколе.
После первых записей они сверяются экспериментатором с объявлением результатов участниками. Затем анализируются основания выбора. Если оказывается, что на первом этапе эксперимента участники исходили из формальных оснований и не учитывали персоны противника, т. е. не пытались моделировать именно его поведение, экспериментатор подчеркивает это в обсуждении и приступает ко второму этапу.
На втором этапе эксперимент повторяется (участники могут поменяться местами).
Экспериментатор должен учитывать, что любое решение участников неудовлетворительно с точки зрения формальной рациональности. Поэтому очень важно точно формулировать вопрос при построении гипотезы, а именно: перед кем стоит дилемма? Часто путают подлинную дилемму, которая в подобном случае возникает перед игроком-участником, с задачей, возникающей у исследователя, который должен рекомендовать оптимальное решение. Оптимального решения в данной ситуации нет, выход же из конфликта для участника заключается в получении достаточных для моделирования поведения противника оснований. Эксперимент может иметь дидактическую функцию, отчетливо демонстрируя ситуации, когда обыденные представления о рациональном поведении оказываются неприменимыми.
С помощью игры «Дилемма узника» можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д.
Важно подчеркнуть, что этот ситуационный тест является лишь методическим приемом для моделирования определенных межличностных отношений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Но возможность не только наблюдать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возможность делают этот ситуационный тест-игру перспективным приемом для диагностики межличностных отношений.
Часть 3. Общение,
Межличностные отношения
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ
РУКОВОДСТВО ТРУДОВЫМ
КОЛЛЕКТИВОМ
Разработана В. П. Захаровым на основе опросника А. Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.
Инструкция:опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из 3 утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все 3 утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно 2 руководителей или более, сравните их между собой по приведенным 3 утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или 1 утверждение, характеризующее 2 или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: «*»; «+»; «–». Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов.
Тест опросника
1.
а. Центральное руководство требует, чтобы обо
всех делах докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными,
единолично решает только самые срочные и опера
тивные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактиче
ски без участия руководителя, его функции выпол
няют другие.
2.
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжает
ся, настаивает, но никогда не просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3.
а. Старается, чтобы его заместители были квали
фицированными специалистами.
б. Руководителю безразлично, кто работает у не
го заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и под
чинения заместителей, помощников.
4.
а. Его интересует только выполнение плана, а не
отношение людей друг к другу.
б. В работе не заинтересован, подходит к делу
формально.
в. Решая производственные задачи, старается соз
дать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5.
а. Наверно, он консервативен, так как боится но
вого.
б. Инициатива подчиненных руководителем не
принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоя
тельно.
6.
а. На критику руководитель обычно не обижает
ся, прислушивается к ней.
б. Не любит, когда его критикуют, и не старает
ся скрыть этого.
в. Критику выслушивает, даже собирается при
нять меры, но ничего не предпринимает.
7.
а. Складывается впечатление, что руководитель
боится отвечать за свои действия, желает умень
шить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между собой
и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает или от
меняет решения.
8.
а. Регулярно советуется с подчиненными, осо
бенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но могут
давать указания своему руководителю.
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему совето
вали, а тем более возражали.
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
9.
а. Обычно советуется с заместителями и ниже
стоящими руководителями, но не с рядовыми под
чиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит
о положении дел в коллективе, о трудностях, кото
рые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему не
редко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
а. Всегда обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявля
ет равнодушие.
в. По отношению к подчиненным бывает нета
ктичным и даже грубым.
11.
а. В критических ситуациях руководитель плохо
справляется со своими обязанностями.
б. В критических ситуациях руководитель, как
правило, переходит на более жесткие методы руко
водства.
в. Критические ситуации не изменяют способа
его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого пока
зать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет подтал
кивания со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справед
лив.
в. Он бывает слишком строгим и даже придир
чивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает по
ложительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Очень строго контролирует работу коллекти
ва в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисципли
ну и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выго
воры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16.
а. В присутствии руководителя подчиненным все
время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Оценивает(ют)ся:
1. а б в 9. а б в
2. а б в 10. а б в
3. а б в 11. а б в
4. а б в 12. а б в
5. а б в 13. а б в
6. а б в 14. а б в
7. а б в 15. а б в
8. а б в 16. а б в
Интерпретация
Директивный компонент — Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент пассивного вмешательства — П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.