Мнения работников системы образования
Общеизвестно, что наиболее эффективный способ предупреждения и преодоления наркотизации молодежи — эффективная профилактическая работа с учетом особенностей разных возрастных групп, рода занятий, тендерных и других различий. Очевидно, меры профилактики не Moiyr и не должны быть едиными для школьников, учащихся ПТУ и техникумов, студентов вузов, для представителей городской и сельской молодежи, для девушек и юношей.
Высшая школа. С целью выяснить, каким образом реагируют на проблему наркотизации представители вузов, были проведены формализованные интервью с проректорами по воспитательной работе высших учебных заведений.
1. Общим для всех интервью стало определение того, что к студентам, употребляющим наркотики, не должны применяться карательные меры. Они рассматриваются как больные, нуждающиеся в лечении и последующей реабилитации.
2. Серьезная проблема для руководства вузов — определение реальных масштабов употребления студентами наркотических веществ и выделение группы риска. В вузах подобная статистика не ведется.
3. В качестве основного вида деятельности вузов в области решения проблем наркотизации эксперты отмечали профилактику. Лечение и последующая реабилитация студентов, употребляющих наркотики, не являются профильной задачей вузов.
Мнения работников системы образования
4. Усилить позитивное отношение студентов к проблеме сохранения и поддержания своего здоровья невозможно без создания «моды» на здоровый образ жизни, как это имеет место в ряде зарубежных стран. Отсюда одной из задач средств массовой информации и других социальных институтов должно стать формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
5. Приоритет в организации антинаркотических инициатив при проведении досуга студентов следует отдавать не сугубо развлекательным формам, а творческим и интеллектуальным (фестивали, конкурсы, брейн-ринги и пр.).
6. Подчеркивается значимость студенческого самоуправления в общежитиях вузов, когда проживающие в них студенты сами отвечают за безопасность и отслеживают случаи употребления и распространения наркотиков. Помимо поощрения инициатив студенческих общественных организаций руководство вузов пытается активно включить в работу по профилактике наркомании службы студенческой безопасности, обеспечивающие в основном порядок в зданиях и общежитиях.
7. Уровень знаний студентов и преподавателей о наркотиках и последствиях их употребления крайне низок (например, устойчив миф о том, что некоторые наркотики безвредны). Ни студенты, ни преподаватели, ни представители студенческих служб безопасности не знают, как оказать первую помощь человеку в состоянии наркотического опьянения или передозировки. У студентов зачастую возникают проблемы этического характера, когда они не могут сообщить руководству института о фактах употребления наркотиков их сокурсниками.
Система профессионально-технического образования (ПТО). Вцелях более детального изучения проблем, связанных с предупреждением наркотизации учащихся в системе профтехобразования, были проинтервьюированы 50 преподавателей и заместителей директоров по воспитательной работе учреждений ПТО. Результаты исследования позволили определить, какие стратегии реагирования на проблему наркотизации учащихся выбирают специалисты системы ПТО.
1. Одной из причин наркотизации учащихся профтехучилищ специалисты называ
ют социальную незащищенность, «ненужность» детей, обучающихся в этой систе
ме. В учреждениях ПТО проходят обучение около 80% социально незащищенных детей
(малообеспеченных, сирот, детей из многодетных и безработных семей). Дополнитель
ным фактором риска является то, что в училищах работают группы для глухонемых,
коррекционные группы для больных шизофренией, с болезнями позвоночника и т. д,
Несмотря на такую ситуацию,в системе профтехобразования наблюдается дефицит
специалистов по социально-психологической работе: не хватает ставок психологов (в
110 училищах Татарстана работают всего 33 психолога), практически нет социальных
работников (кроме учреждений, которые имеют статус лицея).
Кроме того, по мнению экспертов,рост наркозависимости среди учащихся профтехучилищ напрямую связан с отсутствием нормальных условий для отдыха детей.
2. В качестве основных проблем обеспечения антинаркотической работы в системе
ПТО респонденты отметили следующее:
• до сих пор не отлажена эффективная система работы с семьями;
• о профилактике наркотизации молодежи и о работе с наркозависимыми много говорят, но мало делают;
• в системе ПТО фактически отсутствуют специалисты (социальные педагоги, психологи), которые могли бы работать с наркозависимыми и проводить профилактическую работу.
3. Наиболее эффективными мерами профилактики наркотизации учащейся моло
дежи системы ПТО, по мнению респондентов, являются:
728 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации
• открытие молодежных клубов по интересам, спортивных залов, подростковых клубов;
• введение в каждом учебном заведении ставок социального педагога, психолога, специализирующихся по данной проблеме;
• создание городских информационных банков о наличии служб (психологических, социальных, медицинских, правоохранительных) с указанием координат специалистов и информации о видах услуг, которые можно получить.
Система среднего образования. По мнению директоров и завучей общеобразовательных средних школ, основными проблемами организации профилактики наркотизации в среде учащихся системы среднего образования являются следующие:
1. Данный образовательный институт имеет первоочередное значение с точки зрения формирования позитивного мировоззрения, здорового образа жизни, антинаркотических личностных установок, обладает огромным потенциалом в плане профилактики наркотизации, однако в настоящее время эти возможности эффективно и хотя бы минимально системно не используются.
2. Самая распространенная реакция педагогов, завучей и директоров школ относительно проблемы наркотизации молодежи — непризнание таковой в стенах собственного учреждения и отсутствие желания обсуждать эти вопросы публично.
3. Антинаркотическая работа в средней школе ведется в основном на интуитивном уровне и держится на отдельных энтузиастах. Каждый педагог-энтузиаст создает собственные методы и технологии работы с детьми по профилактике наркотизации.
4. Эксперты отмечают необходимость тренинговой работы с детьми и родителями.