Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
15) Игра «Мнения»
На отдельных листках бумаги участники игры самостоятельно и независимо друг от друга излагают свое личное мнение о том из игроков, кто сам попросил составить его. Изложенные таким образом мнения собираются, перетасовываются и передаются тому, о ком они написаны. Игрок, получивший мнения, читает их по очереди и пытается угадать, кто автор высказывания. Игра проводится на этапе окончания знакомства и перехода к углублению взаимных представлений друг о друге. Данное занятие может проводиться дважды за ход выездного семинара-тренинга. Игру необходимо прерывать во время наиболее острой вовлеченности в нее группы. Обсуждение сводится к тому, что участник, собравший мнения о себе, делится своими впечатлениями, переживаниями и чувствами, связанными с полученной информацией. Следует иметь в виду, что в такие моменты участник нередко оказывается лишенным личностной защиты, и от ведущего требуется острое внимание к происходящему в группе во время монолога участника, собравшего мнения о себе. Здесь нужно сосредоточиться на том, чтобы суметь при необходимости инициировать соответствующую и уместную поддержку этому участнику со стороны именно группы, а не ведущего.
16) Игра «Подарки»
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого игроки получают листочки бумаги в количестве на единицу меньше числа участников. Затем ведущий объявляет, что начат сбор подарков для игрока Р. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений которые хочется подарить именно игроку Р. Каждый пишет название подарка на одном из листков своего набора. «Подарки» не подписываются. Ведущий собирает и складывает отдельной пачкой, до тех пор пока не будут собраны подарки для всех желающих. Затем подарочные наборы раздаются и участники изучают содержание записок. Далее следует «соревнование» между игроками на выявление самого проницательного. Игрок читает записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка. Выигрывает угадавший наибольшее количество. Т.к. не все игроки готовы публично признаться в своем авторстве, не желающий раскрывать себя просто молчит, не подтверждая и не опровергая догадку. Ведущий в этом случае считает до трех и после счета «три» такой листок откладывается и берется для разгадывания следующий. За каждый неясный листок +0,5 балла, отгаданный +1.
Обсуждение итогов в форме обмена впечатлениями. Дарить можно все что угодно от необитаемого острова, до длинных ног, от летней грозы до доброты. Набор подарков является формой отношения участников друг к другу, сообщения о том, чего не хватает в жизни их коллег.
17) РомеоиДжульетта 30 минут
Упражнение предназначено для начальных этапов работы с группой. Оно подходит для групп от шестнадцати человек и больше.
1. Попросите группу образовать круг так, чтобы самый старший по возрасту стоял слева от Вас, а самый младший — справа. Чтобы встать в правильном порядке, члены группы должны выяснить друг у друга даты рождения. При этом попросите участников не узнавать имен друг друга. Как правило, этот процесс сопровождается оживлением и интересом, поэтому предоставьте участникам достаточное время. Когда все займут свои места, дайте участникам еще немного времени, чтобы осмотреться и прокомментировать происходящее — возможно, кто-то из них родился в один день или чей-нибудь день рождения приходится на день занятий группы.
2. Затем предложите всем разбиться на пары следующим образом: самый старший и самый младший, второй по старшинству и второй после самого младшего и т. д. (если число участников нечетно, то предложите кому-нибудь встать втроем).
3. Теперь каждая пара выбирает себе имя, используя при этом пару слов.
Это могут быть известные имена, например:
• Ромео и Джульетта
• Фауст и Гретхен
• Орфей и Эвридика
• Гензель и Гретель
• Зигфрид и Брунгильда и т. д.
Это могут быть пары антонимов:
• горячий и холодный
• светлый и темный
• твердый и мягкий
• длинный и короткий
• высокий и глубокий и т. д.
Также это могут быть слова, значения которых связаны друг с другом:
• дом-дверь
• стул-ножка
• окно-стекло
• вода-ведро
• вино-бутылка и т. д.
Каждый из партнеров должен решить, кем или чем он будет в этой словесной паре. Чтобы не было повторов, каждая пара должна объявить о своем выборе заранее.
4.Теперь все пары должны разделиться, таким образом, вся группа делится на две подгруппы. Все должны закрыть или завязать глаза. Цель игры состоит в следующем: каждый должен найти «свою половину» с закрытыми глазами. Игроки могут ощупью ходить по комнате и звать по «имени» своего партнера. Эта игра довольно шумная, поэтому подайте пример и сами покричите во весь голос.
5. После того как участники закрыли или завязали глаза, они должны «перемешаться» (в противном случае многим задание покажется слишком легким, потому что кто-то из игроков наверняка уже успел запомнить местонахождение своего партнера).
6. Попросите игроков быть внимательными друг к другу во время поисков: по возможности не толкайтесь, не наступайте друг другу на ноги и не размахивайте руками. По Вашему сигналу пары начинают искать друг друга. Нашедшие могут снять повязки или открыть глаза и назвать друг другу свои настоящие имена. Отведите на поиски от 5 до 10 минут.
7. После этого пары встают в круг друг напротив друга.
Замечания
Если по каким-либо причинам вы не можете сильно шуметь в помещении, где проходит тренинг, предложите игрокам не кричать, а говорить шепотом, что не менее интересно. Но особенно хорошо проводить это упражнение в зале или на улице.
18)
Мозаика
1) для игры образуются мини-группы по 3 – 5 человек, оптимальное количество мини-групп – 4.
2) Первый этап – «Оркестр», легенда – 5 минут до выступления самого лучшего оркестра в мире, а все инструменты случайно были затоплены в подсобном помещении. Задача каждой группы сымпровизировать и подготовить выступление оркестра без инструментов, своими голосами, телом и т.д. Использовать предметы, вещи нельзя. (3 минуты на подготовку, 10 – 30 секунд выступление)
3) Второй этап – «Картины в Музее», легенда – делегация высоких гостей приехала в музей без предупреждения, а у вас все картины убраны или на реставрации. Задание каждой группы изобразить из своих тел какую-либо картину, озвучить её название и описать. (3 минуты на подготовку – 1 минута на выступление)
4) Третий этап – «Пьеса», легенда – вы администрация театра, актёры задерживаются и вам надо отвлечь внимание зала. Задание каждой группы показать «рекламный ролик» одной из пьес следующего сезона. (5 минуты на подготовку, 1 на вытупление)
5) Третий этап – вариант 2 – «Рекламный ролик». Каждой группе даётся один предмет (ведро, лист бумаги, носок и т.д.). задание группы прорекламировать свой предмет. (3 минуты на подготовку, 1 минута на выступление)
6) Подведение итогов