Тактические врачебные ошибки;
Методическая разработка
Для студентов к аудиторному занятию
по дисциплине «Медицинская психология»
для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».
1. Тема: ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (2 часа).
2. Место: учебный кабинет.
3. Цель:усвоить понятия: «лечебный долг», «врачебная тайна», «врачебная ошибка», «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).
4. Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать | Уметь |
1. | Анатомия | Анатомическое строение головного мозга | |
2. | Общая психология | Структуру личности, понятия темперамент, характер |
5. План проведения практического занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих | |
2. | Входной контроль и его анализ | |
3. | Опрос студентов и разбор программных вопросов | |
4. | Дополнительные вопросы и ответы на них | |
5. | Исходный контроль знаний и его анализ | |
6. | Итоговая оценка знаний и умений студентов | |
Всего |
6. Перечень теоретических вопросов:
1. Основные мотивы выбора профессии медицинского работника.
2. Основные требования к личности медицинских работников. Значение профессиональной ориентации в выборе профессии медика.
3. Важные профессиональные качества врача.
4. Определение понятий “врачебный долг” и “врачебная тайна”.
5. Врачебные ошибки: причини и виды.
6. Психологические типы врачей.
7. Профессиограмма врача общей практики (знания и умения, профессиональные практические навыки) и требования к личности.
8. Понятие о профессиональной деформации. Особенности профессий, при которых развивается профессиональная деформация.
9. Признаки профессиональной деформации, “синдром выгорания”. Пути его профилактики.
10. Основы общения с коллегами, условия создания здорового психологического климата в медицинской среде.
11. Соблюдение морально-этических требований.
12. Способность к эмпатии и стили общения. Эмоциональное удовлетворение от контактов между членами коллектива.
13. Создание условий для самоактуализации личности.
14. Виды общения в медицинской среде: межличностное, индивидуально- групповое, коллективно-индивидуальное, групповое. Особенности общения между врачами, врач-медицинская сестра
Понятие "врачебного долга"
Врачебный долг воплощает основной принцип врачебной морали - гуманизма, согласно которому врач никогда не должен отказывать во врачебной помощи.
Врачебный долг буквально означает обязательство в какой-либо профессиональной или социальной работе. Это личностная заинтересованность врача на основе отношений, сложившихся как сознательная необходимость.
Выполнение врачебного долга связано также с моральным самосознанием человека, с пониманием своей роли в обществе.
"Врачебная тайна"
Она включает три аспекта: сведения о болезни, сведения об интимной и супружеской жизни.
Запрет разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, может не выполняться только в случаях угрозы для общества (относительно распространения особо опасных инфекций), или при официальных запросах следственных и судебных органов.
"Врачебные ошибки"
Все неблагоприятные последствия, связанные с деятельностью врачей, принято делить на:
Врачебные ошибки;
Несчастные случаи;
Профессиональные преступления и уголовно наказуемые упущения;
По мнению Н. Давыдовского «основным критерием врачебной ошибки являются последствия, вытекающие из определенных объективных условий, основанных либо на несовершенстве современного состояния медицинской науки, либо на особом течении заболевания у определенного лица, из-за недостатка знаний и опыта врача, без элементов нечистоплотности, небрежности, профессионального невежества».
Классификация врачебных ошибок по И. Крылову:
1. Диагностические врачебные ошибки(неопознанные, или ошибочно распознанные болезни;
Тактические врачебные ошибки;
3. Технические врачебные ошибки(неправильно использована медицинская техника, диагностические средства);
Необходимо дополнить эту классификацию деонтологическими ошибками, которые могут быть причиной не только конфликтов между врачом и больным и его родными, но и в случаях врачебных ошибок вышеприведенной классификации.
"Психологические типы врачей"