Порядок абстракций коржибски
Классификация логических уровней Бейтсона отчасти родилась под влиянием идей основателя общей семантики Альфреда Коржибски. Коржибски подчеркивал важность различий между разными «порядками абстракции». Среди них – различия между тем, что мы видим (нашими внутренними репрезентациями), и внешними стимулами, а также между вербальными картами и внутренними репрезентациями, которые они призваны изображать. Внутренние репрезентации более абстрактны, но более обширны, чем внешняя реальность, которую они представляют. Точно так же вербальные описания более абстрактны и потенциально более широки, чем внутренние репрезентации, которые они описывают.
Коржибски считал, что дифференцирующие порядки абстракции также включают в себя различия между: (а) описаниями опыта и (б) умозаключениями (выводами, которые мы делаем на основании опыта и описаний этого опыта); между описаниями описаний, умозаключениями, основанными на других умозаключениях, чувствах по поводу чувств; между абстракциями одного человека и абстракциями другого и так далее.
Бейтсон объединил понятие «порядков абстракции» с понятием иерархии, или классификации. В результате он определил несколько разных уровней обучения и изменений у животных и людей – каждый уровень синтезирует и интегрирует процессы более низкого уровня, лежащего под ним, и поэтому оказывает более сильное влияние на человека. В книге «Логические категории обучения и коммуникации» («The Logical Categories of Learning and Communication») (1964) он расширил понятие логических типов, чтобы объяснить разные типы и феномены обучения и коммуникации. Бейтсон предложил два фундаментальных типа, или уровня, обучения, которые нужно учитывать в любом процессе изменений: «Обучение 1» (обусловливание типа «стимул – реакция») и «Обучение 2», или дейтеро-обучение (обучение пониманию более обширного контекста, в котором возникают стимулы, чтобы адекватно интерпретировать их смысл). Самый простой пример феноменов Обучения 2 – это заданное обучение (set learning), или когда животное проявляет «компетентность, связанную с тестами», то есть лабораторные животные быстрее учатся выполнять новые задачи, относящиеся к одному и тому же классу действий. Такое обучение связано с обучением классам поведения, а не отдельным изолированным навыкам поведения.
Например, животные, обученные избегать определенных стимулов, будут учиться разным типам избегающего поведения все быстрее и быстрее. Однако они будут медленнее учиться поведению, требующему другой реакции на стимул (например, слюноотделению в ответ на звонок колокольчика), чем те животные, которых научили такому поведению раньше. То есть они быстро научатся идентифицировать и избегать объектов, с которыми ассоциируется удар электрическим током, но будут медленнее учиться выделять слюну в ответ на звук колокольчика. С другой стороны, животное, обученное демонстрировать условные рефлексы в стиле Павлова, быстро научится выделять слюну в ответ на новые звуки, цвета и так далее, но будет медленнее учиться избегать объектов, связанных с ударом током.
Бейтсон указывал, что такая способность учиться паттернам или правилам того или иного класса поведения относится к отдельному «логическому типу» обучения и функционирует не так, как простые последовательности «стимул – реакция – подкрепление», которые используются для обучения специфическим, изолированным навыкам поведения. Они относятся к другому «уровню абстракции». Например, Бейтсон указывал, что подкрепление «исследовательского поведения» (призванного научиться учиться) у крыс имеет другую природу, чем поведение для «тестирования» определенного объекта (обучение содержанию исследования). Он пишет («Шаги в направлении экологии разума»):
…Когда крыса изучает определенный незнакомый объект, ей можно создать подкрепление (позитивное или негативное), и она соответственно научится приближаться к объекту или избегать его. Но сама цель исследования заключается именно в получении информации о том, к каким объектам можно приближаться, а каких следует избегать. Следовательно, обнаружение того, что данный объект представляет опасность, является успехом в деле сбора информации. Этот успех не разочарует крысу в смысле дальнейшего исследования других незнакомых объектов.
Основная цель исследования незнакомых объектов – выяснить, опасны они или нет. Поэтому наказание за приближение к определенному незнакомому объекту не останавливает крысу от того, чтобы исследовать другие незнакомые объекты, чтобы выяснить, безопасно ли к ним приближаться.
«Исследование» объекта, чтобы выяснить, опасен он или безопасен и следует ли его избегать или к нему можно приближаться, относится к другому уровню абстракции, к другому уровню иерархии или к другой классификации обучения, чем избегание объекта, который оказался опасным. Способности исследовать, учиться различать или действовать творчески относятся к более высокому уровню обучения, чем конкретные навыки поведения, из которых состоят эти способности, – и на этом более высоком уровне динамика и правила изменений будут другими.
По мнению Бейтсона, исследование объекта, чтобы выяснить, безопасен ли он, относится к другому уровню обучения, чем избегание объектов, к которым, как оказалось, опасно приближаться, или приближение к объектам, которые оказались безопасными
Еще один пример – наша способность обобщать то, чему мы научились, и применять это иначе, чем так, как мы научились. Например, умение писать. Вероятно, читатели этой книги учились писать одной рукой. При этом они учились делать специфические движения пальцами, ладонью и предплечьем – так, чтобы на бумаге появлялись отдельные буквы. Как только мы научились этому базовому паттерну, его можно гораздо быстрее перенести на другие части тела и в другой контекст. Например, каждый из нас без труда может написать вполне узнаваемую букву «А» на песке большим пальцем ноги. Мы можем даже написать эту букву на стене локтем или взять карандаш в зубы и нарисовать ее на холсте.
Впечатляет здесь то, что определенные группы и взаимоотношения костей и мышц, которые мы используем для того, чтобы двигать ногой, большим пальцем ноги, локтем и шеей, сильно отличаются от групп и отношений костей мышц в руках и пальцах. Но при этом мы способны перенести то, что научились делать с помощью одной части тела, на другие части тела. Очевидно, это другой уровень обучения, чем обусловливание «стимул – реакция».
Уровни обучения
В качестве практического применения теории логических типов и понятия разных порядков абстракции Бейтсон («Шаги в направлении экологии разума») определил несколько уровней обучения – каждый из них отвечает за введение корректирующих изменений и улучшений на более низком уровне обучения.
Нулевое обучение характеризуется специфичностью реакции (то есть это конкретное поведение в конкретной ситуации – Р. Д.). Адекватно оно или нет, оно не является объектом коррекции.
Обучение I – это изменение специфичности реакции с помощью коррекции ошибок выбора в рамках набора альтернатив.
Обучение II – это изменение процесса обучения I то есть корректирующие изменения в наборе альтернатив, из которых делается выбор, или изменения в том, как организована последовательность).
Обучение III –это изменение процесса Обучения II (то есть корректирующие изменения в системе набора альтернатив, из которых делается выбор).
Разные уровни обучения в связи с изменениями в разных классах поведения
Используя аналогию Бейтсона с системой телефонной связи, можно сказать, что Обучение 0 — это автоматический вызов, который всегда набирает один и тот же номер, и неважно, удается ли дозвониться до нужного абонента. Обучение I — это корректирующие изменения местного номера (изменение выражения конкретного поведения). Обучение II — это корректирующие изменения кода района (сдвиг классификации объектов или поведения – например, от «безопасного» и «игривого» к «опасному» и «защитному»). Обучение III — это корректирующие изменения кода страны (более обширная система классификации).
За рамками этих трех уровней Бейтсон также указывал на возможность Обучения IV — уровня обучения, которого, по его мнению, не может достичь отдельный представитель вида. Это уровень коллективного обучения, доступный только группе или виду в целом. Обучение IV требует создания совершенно нового поведения, не относящегося ни к одной из существующих систем классов поведения. Обучение IV – это истинно революционный тип обучения, требующий создания совершенно новых архетипов или систем поведения.
Когда наши предки встали на две ноги и произнесли первые слова, они не выбирали эти действия из существующего набора альтернатив и не моделировали поведение каких-то других, уже существующих, биологических видов или существ. Они создали нечто совершенно новое, что революционным образом изменило нашу роль на этой планете.
Аналогией с уровнями обучения Бейтсона были бы изменения в разных частях телефонного номера, позволяющие успешно дозвониться до нужного абонента
Чтобы лучше понять, как могут работать эти разные уровни, давайте снова вспомним о Павлове и его собаках. Павлов обнаружил, что может обусловливать своих собак выделять слюну при звуке колокольчика – если звонит в колокольчик каждый раз, когда их кормит. Собаки научились связывать звук колокольчика с получением пищи. Скоро Павлову было достаточно просто позвонить в колокольчик, и даже если собакам не давали пищи, у них начиналась выделяться слюна; эту реакцию вызывал сам по себе звук колокольчика.
В соответствии с моделью уровней обучения Бейтсона первоначальная реакция собак – слюноотделение, когда им давали пищу – это пример нулевого обучения. Это заранее запрограммированная, инстинктивная реакция, она передается по наследству, и устранить ее было бы крайне сложно, если вообще возможно.
Научиться переносить реакцию слюноотделения от вида и запаха пищи на звук колокольчика – пример Обучения I. Благодаря повторению и подкреплению собака учится связывать специфическую реакцию слюноотделения (в отличие от других реакций – зевания, лизания, моргания и так далее) с конкретным звуком конкретного колокольчика.
Обучение II предполагает «изменение набора альтернатив, из которых делается выбор». Это значит, что как только собака научилась выделять слюну при звуке колокольчика, ей нужно изменить эту реакцию на совсем другую (например, лаять или убегать, услышав колокольчик), а не просто увеличивать или уменьшать интенсивность слюноотделения. Слюноотделение – член класса поведения, связанного с едой. Другие «классы» или альтернативы – это «игра», «избегание», «исследование», «агрессия» и так далее. Сдвиг на этом уровне, очевидно, сделать сложнее, чем при Обучении I.
Обучение III предполагает еще более серьезные изменения. Бейтсон называет их «изменениями в системе или наборе альтернатив, из которых делается выбор». Например, собака – это одна из «систем» наборов альтернатив. Другие животные (кошки, птицы, люди, волки и так далее) – это другие системы. Для Обучения III при звуке колокольчика собаки Павлова должны перейти от «собачьего» поведения к «кошачьему» (начать мяукать, лазить по деревьям и так далее). Это, очевидно, весьма сложно и, как указывает Бейтсон, практически невозможно для взрослых представителей почти всех биологических видов (хотя имитация поведения животных – собак, кошек и птиц – естественные и нормальные игры для детей).
Обучение IV заключалось бы в возникновении нового биологического вида или значительной эволюции существующего вида (например, развитие у собаки крыльев, увеличение размера мозга и так далее). Такие изменения внезапно сделали бы возможным совершенно новое, беспрецедентное поведение.
Таким образом, в теории Бейтсона простой механический рефлекс можно назвать «нулевым обучением». К процессам нулевого обучения также можно отнести привычки, зависимости (например, наркоманию) и другие паттерны поведения, которые остаются фиксированными и неизменными. Нулевое обучение – обычное положение вещей для многих людей и организаций. Многие наши паттерны поведения становятся неосознанными и включают в себя привычки, из-за которых нам трудно эффективно адаптироваться к изменениям в окружающем мире. Это часто ведет к «застреванию», сопротивлению, самодовольству и неэффективности.
Поведенческое обусловливание, психомоторное обучение, реинжиниринг процессов или постепенное улучшение качества – это операции, связанные с «корректирующими изменениями» по отношению к конкретному поведению и действиям людей и организаций – Обучение I. Обучение I, по сути, – это развитие поведенческой гибкости; обновление и совершенствование уже существующих процедур и паттернов поведения. Для Обучения I нужно помочь человеку получить более совершенное «мета-познание», то есть более полно осознавать свои действия, внутренние переживания и мыслительные процессы. Это можно сделать с помощью базового коучинга и таких техник обучения, как сравнительный анализ и обратная связь.
Изменение процессов более высокого уровня – политики, ценностей и приоритетов – обусловлено операциями, связанными с целым набором альтернатив. Это Обучение II. Например, если компания решает стать более «ориентированной на сервис», чем «ориентированной на продукт», это потребует масштабных изменений во всех сферах ее процедур и поведения ее сотрудников, и это, вероятно, приведет к созданию новых паттернов поведения и процедур – посредством моделирования на основании опыта других людей.
Еще одним примером изменений на уровне Обучения II для отдельной личности будет резкий переход от исследовательского поведения к избеганию либо от агрессии к исследованию или к игре. Чтобы совершить такой мгновенный и драматичный «переворот», необходим сдвиг в убеждениях и ценностях. Например, если я убежден, что какой-то контекст «опасен», то, скорее всего, выберу в нем поведение из класса «избегание», а не из класса «игра». С другой стороны, если я убежден, что этот контекст «безопасен», то вряд ли выберу поведение, относящееся к классу «бороться» или «бежать».
Хорошая иллюстрация – резкое снижение количества авиапассажиров после террористического акта 11 сентября 2001 года. Это было не постепенное уменьшение, связанное с повышением цен или ухудшением сервиса (это был бы пример Обучения I). Это был мгновенный и мощный сдвиг под влиянием убеждения, что летать самолетами – уже не «безопасно». Очевидно, результат Обучения II происходит быстрее и приводит к более обширным последствиям, чем Обучение I. У людей сдвиг, связанный с Обучением II, поддерживается способностью входить в «мета-позицию», то есть диссоциироваться от самого себя и рассматривать свои действия в контексте, а также по сравнению с другим «набором альтернатив». Это одна из основных целей процесса наставничества.
Импринтинг и личностное развитие больше связаны с изменениями во всей системе альтернативного поведения – с Обучением III. Для сдвига такой системы, по сути, нужны изменения на уровне идентичности. Они предполагают расширение репертуара поведения и включение в него возможностей, лежащих вне нашей текущей роли или набора альтернатив. Интернет и новая экономика, например, заставили множество компаний принять совершенно новый подход к менеджменту и маркетингу, иногда далеко выходящий за рамки того, к чему они привыкли или что для них комфортно.
Моделирование, бенчмаркинг[6] и «вторая позиция» во взаимодействии с другими людьми поддерживают процесс Обучения III. Они побуждают нас преодолевать «порог» и выходить за рамки ограничений текущего ощущения себя и собственной идентичности. Бейтсон пишет: «В той степени, в которой человек достигает Обучения III… его привычное „я“ теряет адекватность». Бейтсон утверждал, что изменений на уровне Обучения III добиться довольно сложно и «требование такого уровня деятельности у людей и некоторых млекопитающих иногда вредно и приводит к заболеваниям».
Проявления гениальности часто обладают характеристиками Обучения IV — они беспрецедентны и обладают трансформирующим воздействием – и приводят к революции в понимании окружающего мира и взаимодействии с ним. В мире Силиконовой Долины, где обитают предприниматели сферы высоких технологий, принято делать различия между эволюционными и революционными технологиями. Эволюционные технологии существенно совершенствуют то, что уже есть, расширяя функциональные возможности или характеристики технологии либо интегрируя ее с другими технологиями. Революционные технологии изменяют отрасль или создают новую сферу и трансформируют способы и методы работы или коммуникации. Такие изобретения, как печатный станок, автомобиль, самолет, радио, телеви́дение, персональный компьютер, Интернет, можно назвать революционными технологиями.
По мнению Бейтсона, открытия и осознания, связанные с Обучением IV, чаще всего возникают в форме некоего вдохновения или откровения, источник которого находится за пределами личности, в более обширной системе или в окружающем нас «поле» – в том, что Бейтсон называл «Бо́льшим разумом» или «связующим паттерном».
Доступ к Обучению IV требует тесной связи с бессознательным и основан на состояниях «незнания», «аптайма», «активных сновидений», требующих центрированности и открытости к любым возможностям, без всяких оценок или интерпретаций. Такие особые состояния дают нам опыт бессознательного использования возможностей, присутствующих в «Большем разуме» или в «поле», которое нас окружает. (Подробнее мы поговорим об этом в главе, посвященной полевому разуму.)
Уровни обучения Бейтсона можно суммировать следующим образом:
• Обучение 0 – это отсутствие изменений. Повторяющееся поведение, где человек, группа или организация «увязли» или попали в ловушку и не могут выйти за привычные рамки. Например, привычки, сопротивление, инерция.
• Обучение I — постепенные, пошаговые изменения. Связаны с коррекцией и адаптацией посредством поведенческой гибкости и расширения репертуара поведения. Эти модификации иногда помогают расширить способности личности, группы или организации, они все еще находятся внутри привычных рамок – например, это создание и совершенствование новых процедур и методов.
• Обучение II — это быстрые, скачкообразные изменения. Они связаны с мгновенным сдвигом реакции в совершенно другую категорию или в другой класс поведения. По сути, это «прыжок» из одних «рамок» в другие, например изменение политики, ценностей или приоритетов.
• Обучение III — это эволюционные изменения. Для них характерны значительные перемены, выходящие за границы текущей идентичности личности, группы или организации. Можно сказать, что они не только находятся вне привычных рамок, например изменение роли, бренда или личной идентичности. Обучение IV — это революционные изменения. Это пробуждение к чему-то совершенно новому, уникальному и трансформирующему. На уровне Обучения IV личность, группа или организация выходят за привычные рамки, покидают «дом» и вступают в новый мир. Это совершенно новые реакции, технологии или возможности, открывающие путь к неизвестному и неисследованному потенциалу.
Если использовать аналогию с компьютером, хранение данных в компьютере – это Обучение 0. Данные просто находятся в нем, не меняются, их можно использовать снова и снова, какие бы программы ни работали в данный момент. Применить к этим данным программу проверки правописания – это Обучение I. Программа проверки правописания создает корректирующие изменения в определенном наборе данных.
Но если проверяемые данные – не текст, а цифры и финансовая информация, которые нужно обновить, никакая проверка правописания не сможет ввести необходимые изменения. Для этого пользователю нужно перейти в программу создания таблиц или в какую-то бухгалтерскую программу. Выйти из «рамок» одной программы и войти в другую – это Обучение II.
Иногда компьютер не в состоянии запустить нужную программу и необходимо найти другой компьютер или сменить операционную систему. Это будет Обучение III.
Обучением IV будет разработка совершенно нового устройства, например программируемой молекулярной вычислительной машины, состоящей не из кремниевых микрочипов, а из энзимов и молекул ДНК.