Административное управление
Современником Тейлора, который занимался научным менеджментом, был французский исследователь Анри Файоль (1841-1925). Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной (классической) школы управления.
После окончания лицея и горной школы Файоль поступил на службу в крупную металлургическую компанию «Комамбо», где вначале работал инженером, а потом в течение 30 лет – главным управляющим группы рудников. Им создана «теория администрации», которая явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений.
В 1916 г. вышла в свет книга А.Файоля «Общее и промышленное управление», в которой он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал строго обязательные принципы администрирования.
По мнению Файоля, управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетно-бухгалтерскую функцию.
В административной функции Файоль выделил пять ее элементов:
-предвидение;
- планирование;
- организация;
- координация;
- и контроль.
Он впервые указал, что административная функция существует на любом уровне организации. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Знаменитые 14 принципов административного управления А. Файоля:
1. Разделение труда.
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (приказы одного начальника).
5. Единство направления (единство планов для групп и руководителя).
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация.
9. Иерархия
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места персонала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
А. Файоль предложил линейно-штабную структуру управления.
К школе административного управления относится и немецкий социолог и экономист М. Вебер. Он изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации.
В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации:
Харизматический. Появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.
Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему.
Идеальный (или бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.
Особое внимание Вебер уделял идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения:
– вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями;
– каждый руководитель наделяется властью, которая действует только внутри организации. В построении организации следует четко придерживаться принципа иерархичности;
– в целях исключения влияния индивидуальных особенностей работников на деятельность организации разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;
– любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым;
– каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
Американским последователем идей А. Файоля являлся Г. Эмерсон. Обосновал «Двенадцать принципов производительности» в книге в 1911 г.:
1. Отчетливо поставленные цели.
2. Здравый смысл.
3. Компетентная консультация.
4. Дисциплина.
5.Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчирование.
8. Нормы и расписания.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.