Раздел 2. История психологии
Тема 1. Зарождение психологии как науки
Семинар 1.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о предмете, задачах истории психологии и рассмотреть особенности зарождения психологии как науки.
1. Зарождение психологической мысли и ее первые проявления в истории.
2. Античная психология. Первые психологические теории античности.
- Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.
- Психология в эпоху Возрождения.
- Рационализм в психологии эпохи Нового Времени и развитие психологии в XVIII веке.
- Создание объективных условий для выделения психологии в самостоятельную науку во второй половине XIX века.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьте доклады по темам:
- Творчество Платона и его значение для психологии.
- Аристотель как основоположник современной психологии.
- Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения.
- Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения
- Вклад Гельвеция в развитие психологического знания
- И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли
Контрольные вопросы:
- В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?
- Укажите основные позиции учения Демокрита.
- Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?
- Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?
- Кто обосновал психологию как науку о сознании?
Литература:
- Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва: Академический проект: Фонд "Мир", 2005. - 576 с.
- Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2003. - 544 с.
- Смит Р. История психологии: учебное пособие для студентов вузов: пер. с англ. / Роджер Смит. - Москва: Академия, 2008. - 416 с.
Тема 2. Основные направления западной психологии
Семинар 2.
Цель:рассмотреть основные направления и научные школы западной психологии
1. Методологический кризис в мировой психологии в 10-е - 30-е годы XX в.
2. Психоанализ З.Фрейда.
3. Неофрейдизм.
4. Бихевиоризм.
5. Гуманистическая психология.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьте доклады по темам:
- Бихевиоризм - история формирования и основные идеи.
- История науки о бессознательном.
- Научные идеи и влияние на развитие психологии Ж. Пиаже.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основных представителей бихевиоризма
2. Какие реакции в поведении человека выделяет Уотсон?
3. Какие этапы выделяются в развитии психоанализа и чем они характеризуются?
4. Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой?
Литература:
- Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва : Академический проект : Фонд "Мир", 2005. - 576 с.
- Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2003. - 544 с.
- Смит Р. История психологии : учебное пособие для студентов вузов : пер. с англ. / Роджер Смит. - Москва : Академия, 2008. - 416 с.
Тема 3. Развитие отечественной психологии
Семинар 3.
Цель: проанализировать особенности становления отечественной психологии
- Развитие отечественной психологической мысли до революции 1917 года.
- Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной и мировой психологии. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций.
- Теория установки. Школа Д.Н. Узнадзе.
- Сущность деятельностного подхода к пониманию психического. Вклад А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна в развитие теории деятельности.
- Развитие отечественных научных школ и направлений с 60-х годов ХХ века.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьте доклады по темам:
- История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.
- В.М. Бехтерев как основоположник комплексных исследований в российской психологии.
- Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.
- История формирования и развития нейропсихологических исследований в нашей стране.
- Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания.
Контрольные вопросы:
- Что способствовало развитию экспериментально-психологических исследований в России?
- Что характеризовало эмпирическую психологию в России?
- Чем было обусловлено возрастание интереса к психологии в первые послереволюционные годы?
- В чем состояла, по мнению В.М. Бехтерева, суть комплексного подхода к изучению психики человека?
- Укажите основные итоги развития отечественной психологии в 20-30-е гг. XX столетия.
- Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?
Литература:
- Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва : Академический проект : Фонд "Мир", 2005. - 576 с.
- Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2003. - 544 с.
- Смит Р. История психологии : учебное пособие для студентов вузов : пер. с англ. / Роджер Смит. - Москва : Академия, 2008. - 416 с.
- Сто великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. - Москва : Вече, 2004. - 432 с.
- Шульц Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц ; пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук; науч. ред. А. Д. Наследов. - 2-е изд. ; испр. и перераб. - Санкт-Петербург : Евразия, 2002. - 544 с.