МПонятие «деятельность» как психологическая категория и как объяснительный принцип в психологии
План
1. Понятие «деятельность» как психологическая категория и как объяснительный принцип в психологии.
2. Психологические теории деятельности.
мПонятие «деятельность» как психологическая категория и как объяснительный принцип в психологии
Наиболее полно это понятие отражено в психологической теории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип.
Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры.
Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.
Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:
1. Предметное содержание:
а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;
б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;
в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);
г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.
2. Операциональная часть:
а) действия - это относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной, промежуточной, сознательной цели. Цель действия, как правило, осознается. Если это не так, то действие называют импульсивным. Действия могут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.
Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией. Например, действие сложения ребенок сначала производит с помощью внешних действий, на палочках, и только потом они становятся внутренними умственными действиями. Переход внутреннего действия во внешнее называют экстериоризацией. Например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие счета, и есть перевод его внутренних действий (мыслей) вовнешние (внешнюю речь). Важное значение для достижения результата деятельности имеют контрольные и самооценочные действия;
б) действия состоят из элементов, которые называют операцииями - это способы выполнения действий. Цели операций не осознаются. Операции тоже могут быть внешними и внутренними (внешние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).
Деятельность как объяснительный принцип
Категория деятельности как объяснительный принцип используется при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности и др. Это означает, что психика может рассматриваться как психическая деятельность со всеми ее структурными элементами, а не только как психический процесс. Так, рассматривая память как психическую деятельность, мы должны выделять: цель этой деятельности, мотивы, мнемические действия, а также действия контроля и самооценки. Это позволяет рассматривать память совершенно с другой стороны, а следовательно, выделять другие ранее неизвестные ее стороны и познавать эту психическую функцию глубже и основательнее. Объяснительный принцип лежит в основе принципов анализа психики в психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 3) принцип интериоризации - экстериоризации как механизм усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и др.
2.ььПсихологические теории деятельности
Теория деятельности,по определению Р.С. Немова, это психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности.
Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса:
1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.
2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.
Теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. Значительный вклад в нее внесли работы отечественных психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Базовым тезисом теории послужил философский диалектический материализм, в частности, теория К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Опираясь на такое понимание, заимствованное у К. Маркса, отечественные психологи, в частности родоначальники теории А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн предприняли попытку осмыслить жизнь человека как деятельность (или систему деятельностей), представив психику, сознание и т.д. как производные от нее.