Отбор на нормальное социополовое поведение
Существует ряд признаков, для которых отсутствуют тесты, но по которым отбор вести необходимо, если мы хотим разводить собак с нормальным поведением, соответствующим стандартам своих пород.
Очень актуален отбор по выраженности социального поведения. К сожалению, оценивать этот основополагающий для собаки поведенческий комплекс можно только в питомниках (а там это делают далеко не всегда). Сравнивать собак частных владельцев по этому признаку просто невозможно, поскольку условия обитания собаки в семье могут извратить изначально совершенно нормальное поведение либо, что значительно реже, скомпенсировать ряд нарушений.
Тем не менее, повторимся, отбор по этому признаку необходим, и, если собака относится к породе, для которой свойственна высокая социальность, плохо ладит с другими собаками, неконтактна с людьми, ее лучше не разводить. В подобной ситуации лучше ошибиться, чем проявить излишний гуманизм. Введение в племенное ядро собак с отклонениями социального поведения чревато развалом всего комплекса поведения, свойственного данной породе, появлением животных с абсолютно непредсказуемым поведением в целом.
Столь же строго следует выбраковывать кобелей с нарушениями полового поведения, прежде всего проявляющих агрессию на сук в течке. В этом плане представляется небезопасным увлечение искусственным осеменением, поскольку тогда подобные кобели могут тиражироваться.
Для суки не менее важным показателем является Правильное и полноценное материнское поведение.
Следовательно, суки с ущербным материнским поведением: отказывающиеся кормить щенков, проявляющие на них агрессию и т. д., — не должны допускаться к разведению. Если самка не в состоянии выполнить свое основное естественное предназначение — выращивание потомства, для чего тиражировать явно ущербный генотип? Пусть экстерьер такой суки будет сколь угодно хорош, но плохая мать не может являться племенной производительницей! У собак половое поведение не отделимо от социального, значит, мы вновь приходим к варианту собак с нарушениями социального поведения в целом. И последнее, для ряда пород существует безусловный запрет проявления агрессии на человека, следует допускать в этом вопросе никакой снисходительности. Снятие блока хотя бы частично может cвести на нет усилия многих поколений ceлeкциoнeров, поскольку выполненная ими задача — устранить явления агрессии в породе в целом — сама по себе очень сложна.
ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Она обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения; часто неразрывно связана с исследовательским поведением. Молодому животному присущи разные типы игр, которые появляются в ходе развития неодновременно. Одни игры, возникнув, существуют недолго и быстро забываются, другие становятся сложнее, богаче вариантами, некоторые из них сохраняются и у взрослых.
Своеобразие игры в том, что она всегда связана с положительными эмоциями.
ИГРЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Игра с собственным телом появляется чуть позже Раскрытия ушных раковин и глаз. Щенок может сосать собственную конечность, хвост (зачастую путая их с частями тела соседей). Попытки ходить сопряжены с простейшими игровыми движениями, когда щенок, еще нетвердо стоящий на ногах, уже пытается подпрыгивать, резко поворачиваться, поднимать одну из лап и т. п.
С появлением достаточно надежной координации щенок подолгу играет сам с собой, например, гоняется за собственным хвостом или пытается сделать шаг всеми четырьмя ногами сразу. Именно эти игры позволяют ему научиться четко владеть каждой мышцей тела.
Физический тренинг в игре в чистом виде свойственен только для молодых животных. Беготня кругами, катание по земле и прыжки обычны для щенков, вырвавшихся на волю при домашнем содержании.
Физические игры сохраняются у животного до глубокой старости. Уже седой пес может совершать совершенно бесцельные с точки зрения их результативности прыжки и повороты. Благодаря всем этим движениям собака четко представляет, на что способно тело в данный момент, и адекватно оценивает свои возможности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Оних мы уже достаточно много говорили, описывая социализацию и родительское поведение, но к этому вопросу необходимо вернуться.
Появляются социальные игры лишь немногим позже, чем игра со своим телом. Зачастую трудно провести границу игры с собой и игры с соседом у маленьких щенков. Начавшие ходить щенки играют, возясь друг с другом, рыча, взвизгивая и толкаясь у материнских сосков. На данной стадии это скорее физические, чем социальные игры.
В возрасте около трех недель появляются самые первые, еще очень неуклюжие демонстрации притязаний на доминирование: садки, залезание передними ногами на партнера.
Чем старше щенки, тем больше разнообразных социальных игр, в ходе которых молодняк отрабатывает различные демонстрации, пробует свои силы в конкурентной борьбе. Игровые роли «доминант» — «подчиненный» то и дело меняются.
Помимо обучения правильным социальным взаимодействиям, в этих активных играх продолжается отработка чисто двигательных навыков, координации, внимания.
В основе всех социальных игр лежит соперничество: кто быстрее бегает и лучше уворачивается от преследователей, кто дольше удержится на вершине «горки» и не даст себя столкнуть, кто сильнее и может вырвать игрушку из зубов приятеля. В играх щенки не только противоборствуют, но и обучаются действовать совместно, закладывают основы будущих лояльных союзов. Чем сложнее условия среды, больше и физически развиты щенки, чем опытнее мать, занимающаяся с молодыми, тем более разнообразны их социальные игры.
У взрослых животных социальные игры являются элементами других сложных комплексов поведения. Так, брачное поведение, как это было описано, обычно включает игру в догонялки. Лояльные партнеры могут играть друг с другом, подчеркивая этим хорошее настроение, взаимную симпатию. Часто невозможно провести четкую границу между социополовым поведением и социальной игрой.
Интересное наблюдение волков, для которых игра имеет не меньшее значение, чем для собак, было сделано американским исследователем Д. Мечем. Стая волков более двух недель преследовала по снегу лося. Другой добычи им за это время не попалось, и животные были истощены и измотаны. После атаки лось ушел. В этой ситуации можно было ожидать чего угодно: драки, любой смещенной активности, просто отдыха, — однако стая принялась играть. Взрослые звери гонялись друг за другом, возились, точно щенки, явно находя успокоение и облегчение в игре. Это oдно из самых красивых и четких описаний игры, выступающей в качестве социального облегчения. У собак контакты между лояльными партнерами во многих случаях имеют аналогичный оттенок.
Взрослые животные возвращаются к социальным играм в полном объеме при появлении собственных щенков, обучая им детенышей и с удовольствием играя сами.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
Не только социальные, но практически и все другие сложные поведенческие комплексы моделируются и отрабатываются в игре. Растущая собака, играя, обучается охотничьему, половому, территориальному и так далее поведению. Поскольку игры связаны с положительными эмоциями, неудачи, неизбежные в начале любого обучения, не вызывают у собаки серьезных психических перегрузок. Учитывая, что играм щенки и подростки уделяют массу времени, это оказывается наиболее плодотворным способом выработки сложных навыков. Неслучайно хорошие школы; дрессировки во многом базируются на использовании игрового поведения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ
Игра с предметом. Для познания свойств предмета щенку необходимо не только видеть или обнюхивать его, но еще и разнообразно с ними манипулировать. Знакомясь со свойствами окружающего мира, он пробует все, что может, на вкус, стремится разгрызть, теребит лапами, скребет. Дело тут не только в определении съедобности объекта, но и в познании иных его качеств, таких, как прочность, консистенция, фактура поверхности. При содержании в квартире это поведение приносит много хлопот владельцам, а для щенка может привести к беде.
Взрослые собаки обычно не препятствуют щенкам самостоятельно исследовать предметы. Есть отрывочные сведения, что суки не подпускают щенков к змеям как к источнику смертельной опасности, но это скорее индивидуальные свойства матерей.
С возрастом исследовательские игры с незнакомыми предметами постепенно угасают. При достаточно богатом опыте исследование чаще сводится к беглому обнюхиванию и определению вкуса для сравнения с уже известными.
ПСЕВДОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Существует еще одна форма игры, характерная скорее для взрослых животных, чем для молодняка. Практически это одна из форм смещенной активности, своеобразная имитация деятельности, которая удовлетворяет потребность взрослого животного в физическом движении либо в получении информации. Подобная игра очень близка к стереотипным реакциям, являющимся уже анормальными состояниями поведения, поэтому должна быть для владельца неким сигналом надвигающегося неблагополучия. Когда взрослое животное начинает манипулировать с предметами как щенок, скорее всего, ему откровенно скучно и не хватает движений.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ!
Уже неоднократно говорилось, что потребность в информации является одной из основных потребностей организма. Она удовлетворяется с помощью различных форм исследовательского поведения, которое не исчерпывается игрой с предметами. Значительная область исследовательского поведения просто не связана с манипуляциями. Исследование новой территории производится отнюдь не в игре, собака выясняет и запоминает основные особенности этой территории, ее удобство для обитания, охоты и тому подобное, т. е. создает когнитивную карту (Е. Толмен). Крупные незнакомые объекты оцениваются на предмет выяснения их враждебности.
Исследовательское поведение от игрового отличается и эмоциональной окраской. Нередко новизна предмета или явления вызывает отрицательные эмоции.
Интенсивность проявления исследовательского поведения, его тщательность зависят от уверенности собаки в себе. Так, одна собака, попав в незнакомое место, где нет явных признаков угрозы, знакомится с ним бегло, походя, другая — подчеркнуто тщательно принюхивается, осматривает все до мелочей, будучи явно не уверенной в своих силах.
Чем старше собака, чем богаче ее опыт, тем быстрее она анализирует свойства новых объектов, сопоставляя их с уже известными. Способность собак выявлять аналогичные свойства предметов, определенным образом абстрагироваться от незначимых признаков оказывается весьма высокой. Мы уже упоминали, что для гончих третий период социализации оказывается атрибутивным - среди прочих людей они выделяют охотников, т. е. предварительно эти собаки должны исследовать облик и повадки человека, чтобы найти черту, объединяющую охотников. Не менее хорошо городские собаки, которых на самые интересные для них лесные прогулки вывозят на автомашине, переносят представление о поездке с машины владельца на легковой автотранспорт вообще.
Возраст и богатство опыта отнюдь не являются синонимами. Зачастую собака, выросшая в неизменной и/или обедненной среде, и к старости обладает небольшим опытом и с трудом ориентируется в новой обстановке.
Способность исследовать и анализировать свойства окружающей среды связана с достаточно высоким развитием рассудочной деятельности у собак. Мы уже упоминали опыты по экстраполяции направления движения, проводившиеся под руководством Л. В. Крушинского, но еще более интересным оказалось исследование способности к оперированию эмпирической размерностью (мерностью) фигур. Собакам надо было различать объемные геометрические фигуры и их плоские проекции (разные варианты). Решение этой задачи требовало применения рассудочной деятельности, но оно не было бы возможным без умения анализировать свойства предметов и относить их к классу аналогичных.
ПОВЕДЕНИЕ МЕЧЕНИЯ
СУТЬ МЕЧЕНИЯ
Данное поведение относится к демонстрационному, в качестве сигналов используются химические вещества. Язык хемокоммуникации очень важен для млекопитающих. В исследованиях, проводившихся в лаборатории академика В. Е. Соколова, были расшифрованы многие сигналы, передаваемые посредством химических веществ, содержащихся в моче. Для одних видов объем информации, передаваемой мочевыми метками, оказался очень большим: по изменению запаха мыши ее соплеменники определяли пол, половую зрелость, беременность, лактацию, недавнее спаривание и многое другое. Для некоторых сельскохозяйственных животных, таких, как свиньи и крупный рогатый скот, удалось выделить и синтезировать вещества, кодирующие запах самца; эти феромоны оказались практически безотказными стимуляторами течки для самок соответствующего вида.
Разумеется, хемокоммуникацию изучали и у псовых. Здесь столь безотказных веществ выделено не было, что вполне логично, учитывая очень сложное социальное поведение волков и собак, высокий уровень развития рассудочной деятельности и богатое демонстрационное поведение, выражаемое как визуальными, так и звуковыми сигналами. Собака получает и передает информацию многими способами, любой сигнал дублируется и перепроверяется. Тем не менее, язык химических веществ, самый древний источник информации, много значит и для нее.
С мочой выделяется большое количество веществ, несущих информацию, сочетание которых уникально для каждой особи, таким образом, запах мочи является действительно своеобразной визитной карточкой собаки.
Поведение мечения, являясь вспомогательным по отношению к социополовому и. территориальному, начинает формироваться одновременно с половым.
МЕЧЕНИЕ МОЧОЙ
Мечение у кобелей
Молодой кобель обучается ставить метку мочой, приподнимая заднюю ногу. Подобная поза вначале оказывается неудобной, отчего многие кобели предпочитают не просто поднимать ногу, но опираться ею на предмет.
Достаточно часто мелкие кобели, стараясь поставить метку как можно выше, поднимают обе задние ноги, балансируя на передних.
Отметим попутно, что поведение мечения может быть подавлено в стае с линейной иерархией. Кобель— жесткий доминант одной из наблюдавшихся стай не терпел никаких проявлений самцового поведения у других кобелей. Молодые кобели за первые же попытки «поднять лапку» получали жесточайшие трепки. В итоге, даже будучи взрослыми, эти кобели не метили, а поза мочеиспускания у них была близка к сучьей.
Метка мочой у взрослых кобелей достаточно часто используется в контексте социального поведения, как демонстрация притязания. Нередко конфликт между двумя кобелями начинается с поочередного нанесения меток на один и тот же объект, при этом соперники перемечают его друг за другом несколько раз. Кобель, подчеркивающий свое безусловное превосходство над подчинившимся противником, может пометить и его.
В ряде случаев метка используется и в связи с родительским поведением; кобель при первом контакте со щенками может их пометить. Точно так же возможно нанесение метки на незнакомый предмет после его обследования. В обоих этих случаях метка, похоже, указывает на значимость объекта, его «интересность» для кобеля, претензию на принадлежность ему.
Кстати, именно с этой точки зрения можно трактовать манеру некоторых кобелей, претендующих на высокий ранг в семье-стае, метить ноги незнакомых людей. Это указывает на притязание данного кобеля на подчинение ему еще одной особи. Такая привычка оказывается неприятной не только по форме, но и по значению.
Мечение границ территории стаи — обязанность кобелей высокого ранга. При обходе территории они тщательно возобновляют метки, оставляемые на разных приметных объектах. В качестве «пограничных столбов» используют деревья, столбы, камни и предметы необычные, например кусок полиэтилена. При посещении буферных зон кобели обязательно обследуют информационные точки (те же стволы, столбы, камни), изучая метки соседей и оставляя свои. В данном случае функция метки — указатель принадлежности стае.
Помимо границ кобели обычно оставляют метки по всему маршруту следования, на самой территории стаи также существуют информационные точки, которыми пользуются все кобели, независимо от ранга. Лишь очень неуверенный в своих силах, ни на что не претендующий кобель избегает оставлять собственные метки, что не мешает ему тщательно исследовать чужие.
В ряде случаев кобели перемечают не только метки других собак, но и испражнения и мочу, оставленные животными других видов и знакомыми людьми.
Мечение у сук
В отличие от кобелей, поза мечения у сук не имеет четкого рисунка: одни метят, вынося полусогнутую заднюю ногу вперед, другие выносят ее вперед и в бок, третьи приподнимают заднюю часть тела в манере, близкой к описанной для гиеновых собак. На примере данного элемента поведения видно, насколько пластично и условно демонстрационное поведение собак вообще. Для понимания одним животным другого вполне достаточно общего абриса, движения не отработаны до мелочей.
Суки метят мочой, как правило, в период проэструса и эструса, передавая информацию о своем состоянии кобелям. При этом она не метит границ стаи, а оставляет сигналы на пути следования.
Взаимное перемечивание входит в ритуал ухаживания. В данном случае в нем нет и оттенка конфликта, напротив, нанесение серии меток друг за другом сильно возбуждает партнеров.
Сука в течке служит объектом пристального внимания других сук. Ее метки, как правило, перемечают, это может делать как соперница, так и дружелюбно настроенная сука. Судя по всему, суки мелких пород более склонны, метить, а также перемечать чужие метки, чем крупные. Возможно, это связано с большей «социальной защищенностью» мелких сук, которых в случае конфликта всегда оберегает владелец.
МЕЧЕНИЕ КАЛОМ
Помимо мечения мочой собакам свойственно и мечение калом, в который попадает секрет параанальных желез. Такая демонстрация присуща преимущественно кобелям с высокими социальными притязаниями: доминантам, субдоминантам. Калом метят привлекающие внимание предметы. Зачастую кобель буквально балансирует на передних лапах, стараясь поднять зад как можно выше и оставить метку там, где это не смогут соперники. Для сук подобная поза совершенно не характерна, хотя иногда метят и они, разбрасывая кал энергичными движениями задних ног. Эта метка скорее указывает на местообитание, сам факт присутствия животного на этой территории, поскольку ставится подобная метка вне всякой связи с готовностью к размножению. Аналогичные метки могут оставлять и кобели. Они предпочитают определенную позу мечения: либо только высокая метка, либо разбрасывание, сочетание того и другого у одного кобеля видеть приходилось очень редко.