Принципы проведения психологических исследований.
Кроме рассмотренных принципов психологической науки, для повышения качества результатов исследования, необходимо руководствоваться и специальными принципами, относящихся к процессу применения методов в психологическом исследовании.
1. Принцип объективности. Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.
Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.
Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.
Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.
Принцип объективности проявляется также в отказе исследователя от коньюктурного отношения к результатам исследования, интерпретация которых не должна подгоняться к подтверждению гипотез и целей исследования.
2. Принцип системности предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Одной из форм реализации системного подхода в психологическом исследовании является личностный подход, который предусматривает изучение конкретной ситуации.
3. Принцип индивидуализации заключается в раскрытии своеобразия каждой личности, присущей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.
Основные понятия и ключевые слова:метод, методика, методология, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития, принцип объективности, принцип системности, принцип индивидуализации.
Рекомендованная литература:
1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.
2. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
3. Макарова Л.Л., Синельніков В.М. Загальна психологія: навчальний посібник – К., 2005.
4. Максименко С.Д. Проблема метода в науке – К., 1982.
5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К., 2005.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается отличие между понятиями «метод», «методика», «методология»?
2. какая разница между общенаучной и конкретно-научной методологией?
3. Как можно определить понятие «принцип»?
4. В чем заключается сущность принципа детерминизма?
5. Как происходило развитие понятия принципа детерминизма?
6. В чем заключается сущность принципа единства психики и деятельности и кто является его втором?
7. Дайте характеристику принципу развития и генетическому принципу.
8. какой вклад в разработку принципа развития сделали С.Л.Рубинштейн и Р.С.Костюк?
9. В чем заключается отличие между понятиями «филогенез психики», «историогенез психики», «онтогенез психики»?
10. Какова сущность принципа объективности?
11. Какова сущность принципа системности?
12. Какова сущность принципа индивидуализации?
Тестовые задания:
1. Что относится к определению метода научных исследований?
А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
В) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Г) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Д) разрабатывает универсальные принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.
2. Какое высказывание относится к методике?
А) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Б) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
3. Какое утверждение относится к общему определению методологии?
А) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
Б) способ познания или практического выполнения чего-либо;
В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
4. Что относится к общенаучной методологии?
А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Б) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
В) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Г) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
Д) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.
5. Какое высказывание относится к конкретно-научной методологии?
А) разрабатывает принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
В) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
Г) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Д) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем.
6. Какое определение относится к принципу детерминизма?
А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Б) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
В) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
Г) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.
7. Какое утверждение относится к принципу единства сознания и деятельности?
А) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.
8. Что относится к принципу развития или генетическому принципу?
А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.
9. Какое утверждение относится к принципу объективности?
А) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Г) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.
10. Какое высказывание относится к принципу системности?
А) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Б) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
В) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;
Г) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Д) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений.
11. Что относится к принципу индивидуализации?
А) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.