Ограниченное открытое внушение
По Эрнесту Л. Росси, этот тип внушения предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых гипнотической реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения).
Например:
“Вы можете учиться разными способами”.
“Некоторые позы могут оказаться весьма комфортными”.
“Существует много способов работать”.
Упражнение 42
Подумайте о различиях между трюизмом и ограниченным открытым внушением. В чем заключаются особенности их воздействия?
Внушение, охватывающее все возможности класса
В этом случае должны быть рассмотрены все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществить реальный выбор. И, что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим — именно тем ответом, который наиболее подходит пациенту.
Например:
“Я не знаю, станет ли легче одна из ваших рук или обе руки, или одна за другой; или одна или обе руки нальются тяжестью; или вы почувствуете покалывание или какое-то другое ощущение, или что-то другое, или же вы вообще ничего не почувствуете”.
“Я не знаю, что именно использует ваше бессознательное для поиска решения: не знаю, оперирует ли оно слуховыми образами, зрительными, ольфакторными или какими-либо другими; или же оно использует некоторые слова, которые я произношу; или ощущения, которые вы обретаете сейчас; или ничего из этого, или что-то иное”.
Упражнение 43
Пациенту, желающему сбросить лишний вес, для решения этой проблемы перечислите все возможности в рамках одного класса.
МЕТАФОРА
“Корабль вспахивает море”
Эта известная фраза, принадлежащая Аристотелю, является одновременно и примером, и этимологическим объяснением слова “метафора”:
Через (мета) моря корабль переносит (форейн) путника.
Специалисты, практикующие Новый Гипноз, часто используют способ, позволяющий переносить пациентов от опасных берегов сознания к глубоким и спокойным водам бессознательного, в поисках ресурсов, необходимых для изменения.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА
Терапевтическая метафора — это послание на нескольких уровнях. История, сказка, идея, фраза, жест могут иметь два значения. Первое, явное, обращается к сознанию пациента. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному.
Пациенту предоставляется реальный выбор, так как второй смысл может быть и принят, и не принят.
Если послание не проходит на этом бессознательном уровне — ничего не сделано, но и ничего не потеряно.
Метафора имеет более или менее точную цель, очень “активизирующую”, если она проходит на уровне бессознательного.
Самая лучшая метафора — та, которую нам подсказывает сам пациент и которую терапевт конструирует в ходе гипнотического сеанса.
Упражнение 44
Конструирование и использование метафор подразумевает использование разнообразных техник, которым не место в учебнике начального уровня.
Тем не менее, вы можете потренироваться в нахождении метафор и использовать их в терапевтической фазе в случаях:
l функционального колита,
l страха провала перед концертом у пианиста,
l импотенции у мужчины.
Основное в вербальных терапевтических внушениях
Теперь вы умеете обращаться с мобилизующими вербальными внушениями с терапевтической направленностью.
Другие открытые внушения, охватывающие все возможности класса, дают вам многочисленные возможности сориентировать пациента на работу, которую он осуществит в атмосфере дозволенности.
Метафора — вербальное внушение, относящееся к косвенным внушениям, наиболее приятное как для клиента, так и для терапевта. Метафора действует на нескольких уровнях, и ее скрытое воздействие оказывает активизирующее влияние на бессознательные процессы.
Милтон Г. Эриксон учил своих учеников доверять своему бессознательному при конструировании метафор. Следуйте его совету.
В терапевтической фазе используются также и другие средства:
l невербальные внушения;
l паузы и молчание.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВНУШЕНИЯ
Сеанс гипноза — это взаимодействие, и действующие лица в нем не нейтральны.
Жесты, поведение, установки, интонации голоса — все это активные средства общения. Жест терапевта по отношению к его пациенту может иметь очень большое значение.
Невербальные внушения чрезвычайно многочисленны и отчетливо воздействуют на бессознательном уровне. Они различным образом могут использоваться действующими лицами — сознательно или бессознательно.
Например:
Положение терапевта относительно пациента имеет очень важное значение. Некоторые гипнотерапевты предлагают своим пациентам лечь; тем самым они способствуют возникновению чувства подчиненности. Мы не думаем, что это верно. Предпочтительнее, чтобы пациент (и терапевт!) занимал сидячее положение.
Каталепсия — невербальное внушение, в большинстве случаев хорошо принимаемое пациентом.
Установка терапевта, его забота о другом, ожидание с надеждой, тщательное наблюдение имеют большое значение и оказывают необходимое влияние на пациента.
Пациент, который, сам не зная почему, кашляет, без конца двигается в кресле или принимается беспричинно хохотать, использует невербальный язык, очень часто выражающий сопротивление.
Интонации голоса терапевта при внушении, выделение им определенных слов, играют важную роль.
Упражнение 45
Поупражняйтесь в расшифровке информации, предоставляемой на невербальном языке пациентами или людьми вашего окружения.
Каталепсия
Каталепсия — один из специфических гипнотических феноменов, характеризующийся сохранением положения тела, которое оператор придал клиенту. Наиболее классическая и наиболее удобная для пациента форма — каталепсия руки.
Каталепсия представляет интерес во многих отношениях:
l она действует как внушение;
l стабилизирует гипнотический транс;
l может стать для пациента ратификацией;
l благоприятна для гипнотерапевта.
Каталепсию не следует применять систематически.
Упражнение 46
Убедившись в эффективности вашего наведения, предупредите пациента, что приподнимете его запястье — это не будет его беспокоить.
Возьмите запястье пациента большим и указательным пальцами, приподнимите его, одновременно сгибая локоть и приближая кисть к плечу, подержите несколько мгновений в этом положении и постепенно отпускайте запястье, используя при этом вербальное отвлечение.
Левитация
Левитация представляет собой наиболее очевидное практическое использование идеомоторного феномена. Идеомоторный процесс, в свою очередь, это естественное явление, осуществляемое в большинстве наших действий, когда мы бодрствуем: покачивание головой, вздох, улыбка, слюноотделение и т.д.
Мысль вызывает движение. Гипнотический транс усиливает это явление.
Использование транса в форме левитации руки представляет в гипнозе интерес во многих отношениях:
l когда работает только воображение клиента, без физического воздействия оператора;
l клиент сам определяет момент начала левитации;
l клиент позволяет реализоваться этому движению;
l клиент, испытавший левитацию, легко воспроизводит ее, и это облегчает работу по самогипнозу;
l левитация сопровождается ощущением у пациента комфорта;
l левитация стабилизирует транс.
Упражнение 47
Мы советуем вам самим испытать левитацию в самогипнозе. Сядьте в удобное кресло, руки положите на колени, почувствуйте расслабление и комфорт, фиксируя свой взгляд на одной из кистей рук.
По истечении некоторого времени вы почувствуете в одной из рук мышечные микродвижения.
Ваши пальцы, возможно, захотят раздвинуться; возможно, один из них попытается слегка приподняться.
Позвольте осуществиться этому легкому раздвиганию или приподниманию.
Усильте его, представив, что приподнимаете руку на несколько миллиметров так, чтобы между вашей рукой и бедром можно было просунуть листок бумаги.
Представьте, что вокруг приподнимающегося запястья завязана шелковая нить, к другому концу которой привязаны один, два или три воздушных шарика, наполненных гелием.
Шарики потянут ваше запястье вверх, делая руку все более и более легкой, и она поднимется.
Хорошенько представьте себе этот образ, и когда у вас возникнет ощущение подъема, не подавляйте его, не тормозите.
Чтобы закончить упражнение, вам надо лишь позволить руке спокойно опуститься в исходное положение.
В этот момент вы должны сделать глубокий вдох, который позволит вашей руке обрести обычный тонус.
Паузы
Паузы очень легко использовать, поэтому они часто употребляются в повседневной практике.
Паузы могут изменить смысл фразы двояким образом.