Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении
Задачи упражнений:
• осознать свою позицию в общении;
• выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
• научиться держать определенную позицию в диалоге;
• овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.
Задание: обыграйте различные роли в дискуссии.
Упражнение 1. Выбор места
Проведите эксперимент, дайте комментарий к его результатам. Выполняйте в паре.
Ситуация 1
Установите зрительный контакт с партнером, пообщайтесь без слов две-три минуты, последовательно меняя позу и расстояние между вами.
Ситуация 2
Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Ведите оживленный диалог в течение двух-трех минут. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.
Ситуация 3
Встаньте (сядьте) спиной друг к другу, ведите разговор две-три минуты.
Ситуация 4
Один из партнеров встает за кафедру, другой садится на стул в зале. Пообщайтесь две-три минуты.
Ситуация 5
Ваш начальник говорит по телефону. Вы ждете окончания разговора.
Вы разговариваете по телефону, а начальник ждет.
На каком расстоянии будет стоять в каждом случае ожидающий окончания разговора? Какова будет его мимика?
По итогам общения проведите обсуждение: насколько комфортно чувствовал себя каждый из общавшихся; сопоставьте состояния собеседников во время общения в разных позициях: лицом к лицу (сидя, стоя), изменив расстояние между собеседниками.
Упражнение 2
Внимательно слушайте других. Выступите не менее трех раз. Каждое свое выступление начинайте со слов, сказанных перед вами, при этом уточняя: «Правильно ли я вас понял?»
Упражнение 3
Слушайте других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением вашего вопроса.
Упражнение 4
Активно участвуйте в разговоре, выступите несколько раз, чтобы у других сложилось впечатление, что вы много знаете по этому вопросу.
Упражнение 5
Вы спорщик, ни в чем ни с кем не соглашаетесь. Упорно отстаивайте свою позицию во время дискуссии.
Упражнение 6
Ведите себя во время дискуссии как обычно ведете себя во время групповых обсуждений.
Упражнение 7
Ведите себя так, словно совершенно не слышали того, о чем говорилось прежде (ваши реплики абсолютно не связаны с тем, что говорили другие).
Упражнение 8
Во всем со всеми соглашайтесь, очень быстро меняя свое мнение.
Упражнение 9
Ваше участие в разговоре направьте на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли. После выступления каждого участника делайте небольшие резюме.
Упражнение 10
Ваше участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы способствовать взаимопониманию между участниками беседы.
Упражнение 11
Вам очень скучно, так как тема разговора вас не волнует.
Упражнение 12
Слушайте других для того, чтобы вынести свои оценки и суждения.
Упражнение 13. Компакт-опросы
Выполняйте в паре. Выберите себе социальную роль (ребенок, домохозяйка, спортсмен, директор, военнослужащий, режиссер). Отвечайте на вопросы партнера в соответствии со своей ролью. Предварительно определите объем своего высказывания (3—10 фраз).
Упражнение 14
Выступите экспромтом с неподготовленным сообщением на заданную тему.
Упражнение 15
Вы — рекламный агент. Составьте текст рекламы для газеты или для радио, используя в качестве исходного информационного материала статьи из толковых словарей.
Например:
«Шоколад — застывшая масса какао с сахаром».
«Суфле — легкое пирожное из взбитых белков с сахаром, а также мороженое, конфеты и другие кондитерские изделия, в состав которых входят взбитые яичные белки».
«Секундомер — точный прибор, показывающий время в долях секунды».
Обдумайте и изложите информацию доходчиво и ярко. Убедите слушателя в ценности вашей информации.
Упражнение 16
Используя тот же предмет рекламы, подготовьте текст рекламного объявления-письма. Помните, что и в этом, и в предыдущем случае важно назвать не просто какие-то ценные для потребителя качества рекламируемого товара, но и суметь установить контакт с ним, вызвать интерес и доверие, найти речевые средства убеждения.
Упражнение 17
Пользуясь газетно-журнальным материалом, подготовьте текст сообщения. Выступите с ним перед аудиторией. Ответьте на заданные вопросы.
Упражнение 18
Придумайте или вспомните короткий рассказ (притчу). Изложите его вашему собеседнику.
Упражнение 19
Вы ведете разговор. Ваш собеседник — лидер контакта, вы — пассивный участник разговора. Перехватите инициативу, переключите собеседника на свою тему вежливо, но настойчиво.