Два внешних мира, или два способа внешней жизни

А теперь мы с вами рассмотрим состояние сознания, направленное на внешний мир, и у него тоже будет два варианта: экстра-интровертное и экстра-экстравертное.

Что такое экстра-интровертное состояние сознания? Это состояние, когда внимание человека направлено на внешний мир, но при этом происходящее во внешнем мире, с точки зрения самого человека, находится в рамках его представлений о нем, то есть в основном соответствует его Обусловленному миру. Другими словами, можно сказать, что это состояние сознания, когда человеку представляется, что мир загипнотизирован его психикой — а точнее, он загипнотизирован его внутренней картиной мира. Синонимом (несколько абстрактным) для Обусловленного мира является слово «мировоззрение»; если им воспользоваться, то можно сказать так: экстра-интровертное состояние сознания наблюдается у человека, который смотрит на мир сквозь призму своего мировоззрения, то есть как на подчиняющийся его мировоззрению или, по крайней мере, согласующийся с ним. Типичные для этого состояния роли — это Учитель, Гипнотизер, Администратор, Руководитель — словом, человек, который знает, как надо внешний мир понимать, что с ним можно делать и что нельзя, и к каким это приведет последствиям; для него внешний мир, если пользоваться языком техники, находится в штатном (то есть заранее предусмотренном) состоянии. Это состояние сознания, когда человек уверен в своей внутренней картине мира, она ему помогает и является для него естественным фундаментом его внешней деятельности; она его держит и в ее рамках он воспринимает происходящее и воздействует на мир. Но, я подчеркиваю, это экстравертное состояние сознания, и здесь основное внимание человека сосредоточено на внешнем мире, хотя фоновое внимание — во внутреннем мире; на языке Перлса можно сказать, что фигура у него находится стоит во внешнем мире, а фон — во внутреннем мире, причем в его обусловленной части.

Можно сказать и так: экстра-интровертное состояние сознания соответствует вовлеченному взаимодействию человека с внешним миром в рамках усвоенного им внешнего опыта. И этот свой опыт он накладывает на внешний мир. Это состояние сознания сопровождает любое рутинное действие, которое не требует от человека особых психологических затрат, но требует постоянного внимания. Вот вы ведете машину. На дороге все более или менее в порядке, вы посматриваете на светофоры, и не слишком в целом переживаете, хотя пока не очень хорошо ее водите, так что не можете позволить себе расслабиться и начать думать о чем-то своем (последнее означало бы уход в интровертное состояние, но это еще не ваш уровень вождения). Ваше внимание сосредоточено на внешнем мире: на светофорах, на пешеходах, стоящих на тротуаре и собирающихся переходить улицу, на машинах спереди и сзади, но в целом ситуация относится к тем, которые вы считаете для себя знакомыми: что-то похожее происходило на курсах вождения, когда рядом с вами сидел инструктор — и молчал. Попросту говоря, все происходит так, как оно и должно происходить: кого-то вы обгоняете, кто-то обгоняет вас: внешний мир дает вам знакомые вам предсказуемые реакции на ваше поведение. Вы воспринимаете и понимаете (интерпретируете) внешний мир с помощью знакомых вам символов, и полученная информация укладывается в вашу привычную картину мира.

Итак, экстра-интровертному состоянию сознания соответствует Предсказуемый мир — таким он предстает перед человеком. Он поддается привычным схемам понимания и методам интерпретации с помощью уже имеющихся в распоряжении человека средств, в частности, символов.

Но не нужно думать, что это всегда хорошо; иногда для окружающих это бывает чрезвычайно обидно. Порой они ждут от человека чего-то другого. Знаете, каков первый признак того, что мужчина стареет? Это такая ситуация: он нежно целует девушку, а она в ответ говорит ему: «Спасибо». Что произошло? Говоря на нашем языке, ему не удалось вывести ее сознание из экстра-интровертного состояния, и она отреагировала по тем стереотипам, которые у нее есть — то есть не вышла из своего представления о том, что он — старший, которого надо уважать, может быть, даже уступать свое место в транспорте, и уж во всяком случае словами благодарить за услугу.

В экстра-интровертном состоянии все эмоциональные акценты заранее выстроены и предсказуемы, и если происходит что-то отчасти неожиданное, то эмоциональная реакция человека все равно находится в тех рамках, которые заранее обозначены его (обусловленной) картиной мира. И, что очень важно, положение точки сборки (центра внимания) управляется человеком изнутри, то есть им самим; иными словами, он сам контролирует способ своего восприятия. В этом состоянии у человека есть определенная этика, или, шире говоря, набор принципов, которые он навязывает миру, то есть предполагает, что мир им должен соответствовать. Если же какая-то часть мира этим принципам не соответствует, то человек как бы накладывает на нее слепое пятно, то есть ее игнорирует. В таких случаях он обычно говорит: «Я этого не понимаю, я этого не воспринимаю», — то есть отрезает от мира этот кусок и выбрасывает его из своего сознания. Таков экстра-интроверт.

Я не знаю, насколько вам симпатичен этот образ. Иногда он бывает внешне эффективным — но обычно в довольно узких психологических границах, за пределами которых оказывается совершенно неадекватным. Если человек — последовательный экстра-интроверт, то он может быть страшным занудой, но при этом и чрезвычайно надежным человеком, который, невзирая ни на какие соблазны внешнего мира, проведет взятую на себя программу. Если его внутренний мир сильно хаотичен, он может быть, по большому счету, и непоследователен и ненадежен, но, по крайней мере, быстро сдвинуть ему состояние сознания сложно. Он устойчив в рамках всех состояний сознания, которые у него есть.

И теперь следующий вариант — это экстра-экстравертное состояние сознания. Оно качественно отличается от экстра-интровертного, и одновременно включены они не бывают. И не существует промежуточных вариантов между ними: сознание как бы скачет из одного состояния в другое, иногда довольно быстро, но все равно можно понять, где человек находится.

Если, находясь в экстра-интровертном состоянии, человек гипнотизирует внешний мир, то экстра-экстравертное состояние означает, наоборот, положение, когда он сам загипнотизирован внешним миром. Он полностью в него вовлечен, так что и фигура и фон находятся во внешнем мире. При этом идет взаимодействие с внешним миром, игнорирующее рамки его личного опыта. Здесь происходит полное вовлечение человека во внешнюю ситуацию, в которой у него нет определенной, заранее известной ему роли. Иногда он при этом входит в совершенно непривычные для себя роли, которые он должен осваивать. Здесь все его внимание направлено на внешнюю ситуацию, которая является нештатной. Здесь не работает его привычный внутренний образ мира. Слишком сильно действие внешнего мира — здесь человек не программирует себя изнутри, у него не предопределено внимание, он не занимается привычными интерпретациями — он непосредственно воспринимает то, что происходит; интерпретации будут когда-нибудь потом. А сейчас он интенсивно вовлечен и проживает свою жизнь, которая оказалась вдруг для него совершенно неожиданной и не вмещающейся в знакомые рамки. Иногда при этом она оказывается очень яркой, хотя, может быть, и негативно яркой — и тогда у него идут очень неприятные переживания, но они полностью его захватывают.

В экстра-экстравертное состояние приводит человека любая остро-неожиданная ситуация, выходящая за рамки привычного, сбивающая его с толку и полностью захватывающая его внимание, так что у него, как говорится, съезжает крыша, и его действия становятся продиктованными этой конкретной ситуацией, а не какими-то внутренними мотивами (последнее — важный и необходимый признак экстра-экстравертного состояния сознания).

И вот он непосредственно реагирует, будучи полностью вовлеченным в ситуацию. В этот момент его обусловленная картина внешнего мира как будто стирается, ее словно бы и нет вовсе: он в чистом виде находится в плену внешнего мира и его чар. Можно сказать, что психика на этот момент становится вторичной по отношению к непосредственному переживанию. Мысли и эмоции человеком не контролируются изнутри, они идут как прямые реакции на внешние события: они не опосредованы его внутренним образом мира. Если, будучи сильно вовлечен во внешний мир, человек оказывается жертвой психологически несовместимых воздействий, он впадает в истерику или в транс, в обоих случаях отключаясь от внешнего мира, то есть меняя состояние сознания — чаще всего на интро-интровертное. В практиках гипноза известно: один из самых эффективных способов введения человека в транс — это сенсорная перегрузка, то есть такой поток внешних стимулов, который разрушает привычные рамки внешнего функционирования (то есть жизни под руководством Обусловленного мира). Есть такой анекдот. Продается дорогой попугай; продавец делает ему рекламу: он очень древний, он очень умный, он знает два языка — английский и французский: если потянуть его за правую лапку, он будет говорить по-французски, если потянуть его за левую — то по-английски. Покупатель, заинтересовавшись, спрашивает: «А если за две сразу?» — «Разорвешь пополам, дурак!» — кричит ему попугай по-русски. И что-то похожее получается с человеком, когда он попадает в слишком нагруженную для себя внешнюю ситуацию. У него резко меняется состояние сознания, и иногда при этом происходят совершенно неожиданные вещи: ему на помощь приходит его внутренний потенциал, то есть активизируется его внутреннее «я»: как говорится в сказках, «откуда ни возьмись» появляются энергия, сила, возможности — и внешняя ситуация тоже чудом меняется.

Мир, в котором оказывается человек в экстра-экстравертном состоянии сознания, можно назвать Поглощающим — ибо человек оказывается полностью им поглощенным, теряя всякий интерес к своему внутреннему миру и его установкам и фактически выходя из-под их магической власти.

_____________________

Я хочу заметить, что самопознание и проявление внутреннего «я» возможны во всех четырех описанных мной состояниях сознания: от интро-интро до эктра-экстра, так же, как и самовыражение и самореализация. Человек может познавать самого себя, как углубляясь в дебри никак не контролируемых фантазий, так и оказываясь во внешних ситуациях, которые не укладываются в имеющиеся у него представления о реальном мире. Это судьба людей, которые идут на большой риск, например, путешественников в неизведанные края и непознанные культуры.

Интересно, что интро-интроверт во внешней реальности чаще всего оказывается в экстра-экстравертном состоянии сознания. Как говорится, крайности сходятся; аналогично, экстра-экстраверт, уходя внутрь себя, предпочитает интро-интровертное состояние сознания: оно представляется ему более интересным и продуктивным. И эти два психотипа часто хорошо друг друга понимают. С другой стороны, экстра-интроверт хорошо понимает интро-экстраверта, и наоборот. И у того, и у другого центральную роль играет обусловленный образ внешнего мира. И эти два человека нередко хорошо взаимодействуют друг с другом.

А теперь вы можете подумать на тему о том, какой из этих четырех психологических типов вам ближе, какое из этих четырех состояний сознания вам наиболее свойственно, какое вам более комфортно, какое вы считаете правильным, а какое (может быть) — для себя недопустимым. Подумайте, людей каких типов вы недолюбливаете, каких вы плохо понимаете, а с какими вам легче находить общий язык и иметь дело. Но самое главное, мне бы хотелось, если говорить о практическом использовании этого материала, чтобы вы научились не только различать, в каком состоянии сознания находится в данный момент ваш партнер или вы сами, но и, исходя из этого, строить свое поведение. Представьте себе, что вы ведете деловые переговоры, и ваш партнер переходит в интро-интровертное состояние, а вы этого не заметили, и считаете, что он находится в экстра-интровертном — я думаю, вы понимаете, что в лучшем случае он вставит вас как персонаж в свою внутреннюю сказку (например, в образе настырного бегемота), и уж точно не воспримет сложную и тщательно вами продуманную идею переорганизации пассажиропотоков на железных дорогах Новосибирской области. Если у вас хорошая энергетика, и вы на него сильно нажмете, он перейдет в экстра-экстравертное состояние, у него станут удивленно-загипнотизированные глаза и он пообещает вам ровно то, что вы от него хотите. Но потом, на следующий день, он перейдет в свое нормальное экстра-интровертное состояние сознания и попросту забудет все, что от вас воспринял и вам обещал. Его поведение, его этика будут уже абсолютно другими, потому что в экстра-экстравертном состоянии этики как таковой вообще нет. Там есть единственный принцип поведения: человек пытается соответствовать тому, что ему навязывает внешний мир, и он, как говорят в таких случаях, за себя не отвечает. Можно себя ругать за это, можно пытаться вводить этику и какие-то правила поведения в свои нештатные ситуации — но результат будет лишь тот, что вы переместите их в Обусловленный мир и сделаете штатными. А природа внезапно-неожиданных для человека ситуаций и соответствующих им экстра-экстравертных состояний сознания такова, что никакой этики там нет и быть не может. Поэтому предъявлять претензии человеку, на которого вы слишком уж наехали и он вам (в порядке самозащиты в экстра-экстравертном состоянии) что-то нереальное для себя пообещал, конечно, можно — но вы должны понимать, что эту ситуацию все-таки создали сами. И на этом я сегодня хочу остановиться.

Спасибо. До свидания.

Наши рекомендации