Основные требования к построению и содержанию таблиц.
Основные требования при редактировании таблиц редактор обращает внимание на следующие положения:- целесообразность использования табличной формы подачи материала;- проверку содержания таблицы;- проверку построения таблицы с точки зрения удобства ее построения и пользования ею;- связь таблицы с текстом, в котором дается ее анализ;- редакционно-техническую обработку таблицы. Правила редактирования таблиц:- четко, ясно и лаконично сформулировать боковик и головку;- согласовать их с приводимыми данными;- заменить слова в головке и боковике условными обозначениями, принятыми в тексте;- унифицировать сокращения и обозначения;- вынести общие и повторяющиеся элементы таблицы в ее название;- при наличии одного примечания можно не делать для него специальной графы, а вынести его под таблицей в качестве сноски;- при переносе таблицы на следующую, страницу головку таблицы лучше повторить (можно не только буквенными обозначениями, а только цифрами);- при отсутствии явления ставится тире, при отсутствии данных -- многоточие. Основные требования к тематическому заголовку таблицы. Эти требования - точность, соответствие назначению и содержанию таблицы, выразительность и краткость.Неточны заголовки, которые не полностью охватывают содержание таблицы, или шире, чем ее содержание, или определяют тему не прографки, а боковика или головки.Невыразительными чаще всего бывают заголовки, которые не выявляют основное значение таблицы, ее суть, тенденцию, которую она выражает. Основные требования к содержанию таблиц.Существенность и полнота показателей, характеризующих явление, предмет, процесс. Таблицы со случайными показателями или с пропущенными важными показателями не достигнут той цели, которую перед ними ставят. Сопоставимость данных-
Сравниваемые в таблице данные должны быть сопоставимы, иначе она приведет к неверным выводам. Так, нельзя судить о том, как развивалась торговля продуктами по суммам выручки в тот или иной период, если в каждый период цены на эти продукты были разными. Сопоставляемые данные надо приводить в одних единицах величин. Наличие всех данных, позволяющих пользоваться таблицей-Если, например, в таблице и комментирующем тексте не указана единица величины, числа таблицы будут немы для читателя. Если таблица, сведения которой не являются всеобщими (зависят от времени и обстоятельств), не привязана к определенному времени или обстоятельствам, она введет читателя в заблуждение. Существенность признаков группировки данных в таблице-Если группировать показатели таблицы по несущественным признакам, то таблица может подвести к ошибочным выводам. Нельзя, например, правильно судить о прогрессе в издательском деле, если строить таблицу, группируя издательства по числу работников в них (до 10, до 50 и т. д.). Более существенна будет характеристика издательств с группировкой их по числу изданий в годовом выпуске и общему годовому тиражу и листажу.Достоверность включенных в таблицу данных и приемы их контроля-Выводы из таблицы могут ничего не стоить, если факты, которыми оперирует автор, неточны, сомнительны, недостоверны.
2. Виды правки и их особенности. Последовательность видов правки в процессе редактирования. «Правка» – общепринятое название этапов и видов редакторско-корректорской обработки текста. Простейший аналог – «передел» в металлургии. Различают несколько видов редакторской правки. Правка-вычитка – самая «облегченная» форма редакторской правки; сверка с оригиналом. Правка-сокращение – уменьшение объема текста без потери основных смыслов. Оставляем главное, сокращая повторы, малозначащие фразы, лишние цифры и подробности, слабые доказательства, схожие факты. Получаем плотный текст оптимизированой структуры.
Правка-переделка – основательная обработка такого текста, который не совсем устраивает заказчика или издателя. Распространена в случаях, когда информация очень интересна читателю, но автор по причинам личной занятости или незнакомства с особенностями литераторского труда не может подготовить текст к публикации. В этом случае услуги редактора просто необходимы.
Работа над текстом проводится в определенной последовательности: сначала редакторский анализ, затем практическое воплощение его результатов.Редакторский анализ представляет собой изучение произведения (передачи) и его всестороннюю характеристику, которые позволяют определить истинную ценность материала. На первоначальной стадии редактор выступает как критик, как рецензент. Всегда помня о том, что его критика направлена на улучшение произведения, он несет полную ответственность за все высказанные замечания. Редактор должен исходить из того, что автор, даже если он не профессионал и не обладает литературным опытом, досконально изучил тему, продумал способ изложения материала, прочувствовал написанное. Нельзя не предостеречь редактора от навязывания автору своей точки зрения, от бесцеремонного вмешательства в содержание и стиль произведения. В практическом редактировании, то есть конкретном воплощении результатов редакторского анализа, обычно применяется выработанная опытом система правки. Редактор должен хорошо знать назначение каждой правки. Правка-вычитка наиболее проста для редактора. Ее назначение - устранение мелких погрешностей в тексте.Если материал растянут, загроможден лишними подробностями, повторами, используется правка-сокращение. Ее задача состоит в том, чтобы добиться четкости и возможной краткости в изложении.Правка-обработка включает в себя весь комплекс действий редактора: улучшение композиции, проверку фактических данных, совершенствование языка и стиля. Этот вид правки применяется наиболее часто.Правка-переделка обычно применяется в случае, если автор обладает ценными специальными знаниями, но не владеет навыками литературного труда. Работая над текстом, редактор должен строго придерживаться правила: исправить в рукописи все, что должно быть исправлено, но попытаться сделать это рукой автора, убедив его в необходимости правки. Это лучший способ сохранить индивидуальность, самобытность, неповторимость произведения.
Билет №19.
1.Основноые законы логики. Их суть.1.Закон тождества - это логический закон. Сколько бы раз ни повторялась одна и та же мысль, она должна пониматься одним и тем же способом. Закон тождества требует однозначности, определенности мысли, не покушаясь, при этом, на необходимость развития предметного содержания мышления. 2.Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.3.Закон исключенного третьего, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.4.Закон достаточного основания - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.Под доказательством при этом понимается специальная процедура установления соответствия мысли действительности. Так, чтобы в данный момент убедиться, что мысль "На улице светит солнце" истинна, достаточно выглянуть на улицу и убедиться (с помощью органов чувств), что это на самом деле так.
2.Функции заголовков и основные ошибки при их составлении.Функции:1.Заголовок может решать проблему: "Нужен подарок? Мы поможем Вам решить этот вопрос за 1 день стоимостью 350 руб."2 Заголовок для текста может сообщать потенциальному клиенту определенную долю информации, которая до настоящего момента была ему неизвестна;3 Заголовок может обещать потенцильному клиенту получить определенный результат: "Следуя моей методике уже через 6 месяцев Вы будете потрясены полученными результатами";4 Заголовки могут обращаться к строго определенной аудитории, например, Если у Вас астма" и т. д. Но для применения подобного рода заголовков необходимо четко определить свою целевую аудитории, чтобы не отбрасывать тех, кто на самом деле является Вашим потенциальным клиентом.5 Заголовок для текста может интриговать.Ошибки:1.Заголовок не соответствует содержанию статьи или наоборот содержание статьи не соответствует заголовку. 2.Заведомо громкий, много обещающий заголовок обманывает ожидания, если само содержание статьи спокойное и сдержанное.3.Нет интриги. Если заголовок не вызывает любопытства, до чтения статьи дело может не дойти.4.. Заголовок не нацеленный на поисковые запросы целевой аудитории похож на стрельбу мимо мишени.5.Заголовок не показывает выгоды от прочтения статьи. Не дает намек на решение проблемы.6.Кричащие БОЛЬШИЕ буквы в заголовках давят на уши. Особенно в сочетании с восклицательными знаками.7.В заголовке не прописаны ключевые слова или фразы. Соответственно, целевая аудитория может статью не найти и не прочесть.8.Слишком длинные названия раскрывают часть содержания, а должны интриговать.9.Заведомо глупый заголовок или заголовок "ни о чем". 10.Бездействующий заголовок,то есть не содержащий глагола, а значит не побуждающий к действию.
Билет №20.
1.Принципы композиции основной части текста, их суть.1.Композиция текста– это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними.Главная (основная) часть содержит развитие концепции, намеченное вступлением. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения. В этой части особенно важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактических и статистических сведений и т.п. Здесь же наиболее полно реализуется тот или иной функц.-смысловой тип речи – повествование , рассуждение , описание и др. В главной части автор излагает основной материал, в отношении которого выносится суждение или оценка; анализирует (отвергает или принимает) чужие суждения или оценки, предлагает свое понимание темы. Коммуникативное намерение субъекта речи реализуется посредством констатации , доказательства , опровержения и других способов аргументации, включающих тезис – основное положение, которое доказывается в процессе речи, аргументы – положения, которые приводятся в обоснование тезиса и истинность которых является доказанной независимо от тезиса (в качестве аргументов также используются проверенные науч. положения, достоверные факты, аксиомы), демонстрацию – форму соотнесенности аргументов и тезиса. Важнейшая роль в основной части принадлежит тезису, его подтверждению или опровержению.
2. Основные единицы логического анализа текста.Анализ логической основы любого текста заключается в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых единиц. Они относятся к разным уровням смысловой и синтаксической структуры речевого произведения.Понятия, суждения и связки - это простейшие единицы логического анализа текста, его основа.Предметом логического анализа являются фрагменты текста, которые выделяются в речи на основе ее смыслового единства, общего способа изложения, многочисленных межфразовых связей, композиционного чтения.Далеко не все члены предложения бывают реально необходимы в анализе логической основы текста. И тогда, чтобы обнажить ее, надо отвлечься от малозначимых подробностей. Методика логического анализа:первый этап - выделение основных логических единиц текста (имен, суждений и связок) и при необходимости приведение суждений к возможно более простой форме. Второй этап - соотнесение логических единиц между собой и с контекстом в узком смысле слова - с темой текста.Как и всякий анализ, логический анализ текста основан на мысленном делении его на части и на исследовании связей между этими частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью и имеет два уровня: исследование логики высказываний (оцениваются связи между высказываниями) и логики имен (оцениваются связи между именами внутри высказываний).Полезно обратить внимание на то, каким образом части связаны друг с другом: союзами, союзными словами, знаками препинания, какими именно. Неточное употребление союзов – признак нелогичности мышления. Необходимо владеть техникой такой операции, как свертывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением, когда каждая часть текста представляется некоторой своеобразной "смысловой точкой", "смысловым пунктом", в котором сжато все содержание части.
Билет №21.
1. Виды повествования. Существуют различные виды повествования. Прежде всего, текст может быть составлен в безличной форме, от автора или в форме прямой речи-размышления персонажа. Первый вариант дает писателю возможность находиться «над действием», освящая с различных сторон действия героев. Второй способ, с одной стороны, ограничивает автора восприятием персонажа, а с другой стороны, дает необходимое средство для демонстрации внутреннего мира его героя, его чувств и мыслей. Обычно автор выбирает для произведения только один тип повествования, но они могут и сочетаться. Повествование может состоять из описаний, рассуждений, рассказов о каких-либо происшествиях. Зачастую в художественных текстах повествование занимает основную часть произведения. Оно может быть и устным рассказом о каких-либо событиях или описанием. В данном случае повествование также не нужно смешивать с диалогом - другой формой устной речи. Устное повествование, как и письменное, может вестись и от первого, и от третьего лица.
Синтаксические особенности повествования. -Употребление глаголов-сказуемых, передающих последовательность действий, относящихся к одному и тому же лицу, предмету и т. д.:
встретились, посмеялись, рассказали, поспорили, поссорились, помирились…
-Возможность использования разных временных форм глаголав одном контексте:
Летом ПЫТАЛСЯ сдать экзамены в несколько вузов. Сейчас в результате УЧУСЬ именно там, где в
большей степени изначально желал получать образование. Надеюсь, что после окончания университета БУДУ РАБОТАТЬ по специальности, а не так, как многие мои знакомые: будучипо образованию юристами, ТОРГУЮТ или просто СИДЯТ дома.
-Употребление всевозможных обстоятельств: утром, сначала,десять лет назад, в коммунальной квартире, по городам, второпях, сызмала...(!если есть у кого-нибудь лекции, пожалуйста проверьте информацию по этому вопросу!)
2. Понятие и функции фактического материала в тексте. Понятие фактический материал литературного произведения, используемое в редакторской практике, требует пояснения, так как несколько расходится со значением исходного понятия факт в принятом толковании - как нечто свершившееся, имеющее или имевшее место в реальности. Фактический материал литературного произведения включает наряду с истинными и ложные, субъективные сведения, а также материалы, достоверность которых сомнительна, не установлена в данный момент или не может быть установлена. Следовательно, особенности данного понятия в том, что в его толковании не принимается во внимание критерий достоверности.
Знакомясь с литературным произведением, редактор воспринимает его фактологию, анализирует и классифицирует весь фактический материал, а затем проводит анализ с учетом этой классификации, используя все необходимые критерии оценки, в том числе и достоверность. А когда речь идет о достоверности материала, тогда и имеют в виду факты в общепринятом толковании данного понятия. Таким образом, в редакторском анализе факт в широком значении этого слова связывается с оценкой достоверности событий, явлений, процессов и всего того, о чем пишет автор, и выявлением ложных сведений и сведений гипотетического характера, в то время как понятие фактический материал оценки достоверности не содержит.
Фактический материал может выполнять:1) Функции информации;2) Входить в логическое построение;3)Быть иллюстрацией. Лаконизм журналистских публикаций является основанием для повышенных требований точности фактического материала.
Билет №22.
1. Характеристика информационного сообщения как вида текста. Информационное сообщение это краткий текст, содержащий общезначимую новую информацию из различных областей жизни (сообщения СМИ, объявления для участников конференции (общие и узкоспециальные) и т.д.)
Некоторые особенности: 1)Выдержаны в рамках литературной нормы - просторечье, жаргон, высокий стиль в них недопустим. 2) Информация оформлена как объективная, яркие эмоционально-оценочные средства - редкость. хотя может быть скрытая оценочность, отражающая позицию источника. 3) Преобладают общеизвестные термины. 4)По коммуникативному заданию - предназначены для передачи когнитивной информации (обилие прецизионной информации, простая логичная структура). 5) Высокий темп дикторского сообщения.
2. Требования к цифрам в тексте.(!либо вариант 15(2)) Цифра - математический знак, ей изначально присуща точность. В языке для обозначения количества существует имя числительное. В журнальной публицистике обозначение чисел - и цифрами, и словом. Словом рекомендуется обозначать однозначные числа, стоящие в начале предложения: «На часах было без пяти восемь», «из шести человек в живых осталось трое». Цифрой - однозначные числа с единицами измерения: 5 метров, 4 кг. Однозначные числа, стоящие в одном ряду с многозначными: группы по 3, 5, 12 человек. Крупные многозначные числа подаются через буквенно-цифровую форму: 12миллионов 445тысяч. В ряде случаев выбор между цифрой и словом зависит от содержания текста, его стилистических особенностей.
Билет № 23.