Система основных мероприятий
Таким образом, спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.
Можно выделить три уровня психологической подготовки: социально-психологический, психофизиологический и собственно психологический уровень.
Социально-психологический уровень. Здесь предметом выступают отношения в команде, воздействие команды на развитие личности, ее формирование, а также роль личности в команде, становление личности и спортивного коллектива.
Психологический уровень указывает на отношение человека к самому себе. Человек анализирует свои свойства и качества, обеспечивающие его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение – одним словом, отношение к себе как к человеческой личности.
Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности.
Таким образом, психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Такой трехуровневый подход позволяет более целенаправленно строить систему подготовки, ориентированную на «всестороннее гармоническое развитие личности» спортсмена.
Программа «Психологическая подготовка спортсменов» включает в себя диагностическую работу, консультативную деятельность (по итогам диагностических исследований и запросу участников образовательного процесса), коррекционно-развивающую деятельность.
Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей. Сюда входит базовая психодиагностика, которая обычно проводится в начале соревновательного цикла, и позволяет изучить потенциальные возможности спортсмена. Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды или спортивной группы. Второй вид диагностики оперативная или мониторинг. Ее цель – получение обратной связи о состоянии спортсмена. Проводится в течение тренировочного цикла.
Таким образом, практическое использование психодиагностики позволяет решать следующие задачи:
- отбор спортсменов
-определение степени готовности к предстоящим соревнованиям
- разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом и командой, а также дать рекомендации самому спортсмену.
Консультативная деятельность и психолого-педагогические рекомендации также имеют отношение к самому тренировочному процессу, спортивному режиму. Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена. Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируется индивидуальная работа, групповые мероприятия, например для сплочения команды. Главная задача этой работы – постановка дальних и ближних целей и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки.
Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя работу по развитию основных психических функций, обучение приемам расслабления и напряжения, обучение аутогенной тренировке, тренинговую работу на этапе формирования команды, коллектива). Проводится по итогам диагностических обследований и по запросу. Целью данного вида деятельности является целенаправленное развитие психических возможностей спортсмена, его психомоторных способностей, управление состоянием спортсмена во время подготовки и участия в соревнованиях, а также повышение самооценки, уверенности в себе и своих силах.
Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. К тому же, участие в соревнованиях – это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена. Подготовка спортсмена к соревнованию это основная цель спортивной тренировки.
Работа с тренерами-преподавателями является неотъемлемой частью психологической подготовки спортсмена, так как через «воспитание» тренера идет «воспитание» спортсмена. Работа также предполагает диагностику, коррекционно-развивающую, просветительскую деятельность и консультирование.
Одно из направлений работы – это работа с родителями.
Работа с родителями воспитанников является частью воспитательного процесса дополнительного образования. Это направление можно рассматривать как приоритетное, так как именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в занятиях спортом. Поэтому цель работы психолога - сделать родителей полноправными и активными участниками образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
1. Мотивация.
Диагностика: мотивация успеха и мотивация избегания неудач; мотивация внутренняя (цели свои, «я хочу») и внешняя (кто-то стимулирует, направляет); мотивационный потенциал спортсмена (определение факторов спортивной деятельности, которые на данный момент оказывают наибольшее влияние на спортивную деятельность), определение ведущих мотивов занятия спортом.
Коррекция и развитие мотивации: поиск мотиваторов, подкрепление, поощрение и другие приемы.
2. Личность спортсмена.
Диагностика: личности (сильные стороны и направления развития, темперамент).
Коррекция и развитие: опора на сильные стороны, поиск путей компенсации недостатков, формирование нравственных сторон личности, как базы развития других качеств и сторон личности; личностный рост, формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.
3. Саморегуляция.
Диагностика: стиль саморегуляции поведения (потребность и сформированность умения ставить перед собой цели самостоятельно, оценивать условия и способы достижения целей, гибкость в реагировании на изменение ситуации, сформированность системы саморегуляции).
Коррекция и развитие:
· учет стиля саморегуляции поведения при планировании деятельности
· обучение постановки значимых целей (спортивных и жизненных)
· обучение релаксации (расслабление и восстановление сил, психомышечная тренировка) и мобилизации (вскрытие внутренних ресурсов в напряженных ситуациях)
· самоконтроль собственного психоэмоционального состояния (обучение различным техникам)
4. Подготовка к соревнованиям.
Диагностика перед соревнованием:
1. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию.
- выявление особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации;
- прогноз состояния спортсмена перед стартом;
(уверенность в себе, восприятие и оценка возможностей соперников, желание участвовать и значимость соревнования, зеркальная самооценка спортсмена).
2. Диагностика актуального состояния.
3. Шкала ситуативной и личностной тревожности.
4. Психическая надежность.
И другие методики.
Коррекция и развитие:
Определение оптимального боевого состояния спортсмена, обучение вхождению в боевое состояние на соревнованиях, определение целей разминки.
Составление индивидуального плана достижения целей на соревновании, коррекция негативных состояний, настрой, сеансы разгрузки с установкой на достижение целей.
5. Работа после соревнования.
Диагностика состояния.
Восстановительная релаксация. Обсуждение выступления на соревнованиях с определением направления последующей работы.
6. Специфическая психокоррекционная работа: индивидуальная и групповая
- работа с длительной неуспешностью;
- страх в спорте;
- переживание поражения;
- раздражение и лень в спорте и др.
- конфликты с тренером и другими участниками тренировочного процесса;
И другое.
7. Работа с тренерами
- диагностика эмоционального выгорания, шкала «тренер – спортсмен» и др.
- консультации
- просвещение по вопросам психологии
8. Работа с родителями
- консультации
- коррекция детско-родительских отношений
- просвещение по вопросам психологии
9. Работа в группе (команде).
Диагностика.
Тренинговая работа (общение, доверие, сплочение, уверенность, принятие решений, развитие психических качеств) и др.
Работа по программе строится с учетом вида спорта, возраста спортсмена, целей подготовки на определенном этапе.