Ричард маршалл рассказывает о святом вампире
В главе «Субстанция вампира» мы рассказывали о ливанском святом Харбеле, типичном вампире, которому теперь стала поклоняться и православная церковь, называя его «святым Шарбелем».
Имя Шарбеля открыл для россиян автор религиозных книжек А.Б. Баюканский, который опубликовал в издательстве «Весь» серию брошюр «Феномен святого Шарбеля». Я же использовал книгу «Не подверженные тлению» американки Джоан Кэррол Круз (1977 год), где она описала «прекрасно сохраняющееся и источающее кровь тело» ливанского святого Харбела Макхоуфа.
Недавно мне в руки попал ещё один интересный источник, рассказывающий об этом святом. Это купленная для меня в одном из бутиков Нью-Йорка книга «Тайны Необъясненного» Ричарда Маршалла (Mysteries of The Unexplained), изданная в 1983 году в издательстве Reader's Digest. В ней содержатся новые любопытные подробности, касающиеся этого святого вампира.
Начнём с того, что его имя и фамилия звучат у Маршалла несколько иначе: Чарбел Макхлауф.
Маршалл сообщает, что этот Чарбел Макхлауф был маронитским монахом в монастыре Св. Марона в Аннае (Ливан). Когда он умер в 1898 году, над его могилой стали каждую ночь наблюдаться странные огни (А.Б. Баюканский называет эти огни «признаком святости», но на самом деле они — точный указатель того, что в данном месте покоится вампир-коматозник).
Чарбел был похоронен, как и другие в этом монастыре, без гроба: тело в саване, согласно правилам монастыря, закапывали прямо в почву. Огни над могилой наблюдались в течение нескольких недель, а монахам являлся призрак Чарбела. Это заставило монахов выкопать тело. В течение недель шли проливные дожди, тело Чарбела находилось в почве среди жидкой грязи, однако следов разложения на теле не наблюдалось.
Тело вымыли, одели в новые одежды и поместили в деревянном гробу в монастырской часовне. Вскоре монахи заметили, что из тела сочится странная маслянистая жидкость. Она пахла кровью и была похожа на смесь крови и пота. Определить, что это такое, никто не мог. Эта жидкость просачивалась прямо через кожу, да в таких количествах, что одежды на теле Чарбела приходилось менять дважды в неделю. Снятые с тела одежды, пропитанные странной жидкостью, монахи рвали на полосы и считали их «целебными».
Через 29 лет после смерти Чарбела его тело было осмотрено докторами, которые не нашли на нём никаких следов разложения. Их отчёт вместе со свидетельствами других очевидцев был помещён в цинковый футляр и размещён вместе с телом в цинковый гроб. Его затем замуровали в монастырскую стену, заложив кирпичом. Произошло это в 1927 году.
В 1950 году монахи заметили, что из стены, за которой был замурован гроб Чарбела, сочится эта странная жидкость. Стену разломали и вытащили гроб — снова в присутствии церковных и медицинских авторитетов, которые снова осматривали тело. Каждый раз при таких осмотрах Чарбел выглядел как просто уснувший человек. Одежды были частично сгнившими и пропитанными маслянистой жидкостью, большая часть которой сгустилась внутри гроба, местами превратившись в белёсый порошок. Любопытно, что сам цинковый гроб был сильно разъеден — очевидно, под действием этой жидкости. Через дыры в нём и вытекала эта странная жидкость. В гробу слой жидкости достигал примерно трёх дюймов (7,5 см).
Комиссия осмотрела тело и исследовала маслянистые выделения (результаты этого исследования неизвестны). Всю жидкость в гробу, местами превратившуюся в порошок, извлекли (это несколько десятков литров) и стали использовать для «лечебных целей», в том числе стали продавать посетителям монастыря.
В 1977 году Чарбел Макхлауф был канонизирован в святые.
Эти данные, приводимые Маршаллом, несколько отличаются от того, что сообщала в своей книге «Не подверженные тлению» Джоан Кэррол Круз (а её книга как раз и вышла в тот год, когда Чарбела канонизировали в святые), но главное — позволяют по-новому взглянуть на феномен.
КОММЕНТАРИИ
Во-первых, интересная деталь: Церковь очень долго колебалась, не желая признавать Чарбела святым. А.Б. Баюканский в религиозных брошюрках пишет, что «17 лет с тела святого монаха стекала сукровица — теперь она обладает целебной силой». Это не так: когда с монаха стекала «сукровица» (которая на самом деле является выделениями вампира), то сей монах ещё не был святым, а вот когда его канонизировали в святые, то уже ничего из него не истекало, так как монах-коматозник, очевидно, давно умер.
Вообще, это довольно странная картина: монах был похоронен в 1898 году и в том же году выкопан как вампир, а канонизировали его в святые только в 1977 году — через 80 лет! Церковь очень долго не могла сформулировать, за что же считать монаха святым. Для возведения в святые нужно как минимум совершить два чуда.
При жизни он ничем от других монахов не отличался, никакой такой особой святости не проявлял, а наоборот был личностью серой и незаметной. Пока его не угораздило заразиться вампиризмом. И только ещё через 80 лет его всё-таки канонизировали за то, что истекавшая из его тела вампирическая субстанция якобы была «лечебной» и кому-то помогала.
Возможно, вампирическая субстанция и в самом деле обладает какими-то лечебными свойствами (хотя вряд ли выделения больного коматозника могут быть «лечебными», скорее они опасны для здоровья). Но сам подход к вопросу каков: больного человека возводят в святые за то, что из него при болезни истекает что-то! С таким подходом можно и больного насморком делать святым за то, что из носа, простите, сопли текут, а сами сопли раздавать как «лечебную жидкость».
Любопытно, что монахи стали разрезать на полосы «для лечебных целей» одежды Чарбела сразу же, как только его выкопали из земли в 1898 году. Откуда монахи могли заранее знать, что пропитанная выделениями вампира вампирская одежда «лечебная»?
Тут нечто совсем иное и никакое не «лечебное», и мы к этому вернёмся ниже.
Определение этой жидкости несколько отличается у Маршалла от того определения, которое давала Круз и вампирологи эпохи Просвещения, там это «смесь крови с беловатой жидкостью». Снова напомню, например, отчёт Белградской депутации о вскрытии могилы вампира, который приводит в своём трактате 1749 года аббат Августин Кальме (он ранее сообщает, что вампиров находят в своих могилах плавающими в крови, настолько много в гробу крови — отсюда, собственного говоря, и пошёл миф о том, что вампиры пьют кровь жертв):
«Затем его вынули из могилы; его тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповреждённым; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла БЕЛОВАТАЯ ЖИДКОСТЬ С КРОВЬЮ (выделено мой — В.Д.), но кровь доминировала в ней, всё это не имело никакого дурного (трупного — В.Д.) запаха; после этого ему отрубили голову топором, похожим на те, которыми пользуются на казни в Англии. Из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашёной известью, чтобы завершить дело наверняка. С тех пор его племянница, у которой он два раза пил кровь, стала чувствовать себя лучше».
Круз пишет про святого Чарбела, что тот плавал в гробу, заполненном кровью с примесью беловатой жидкости, а там, где эта смесь высыхала, оставался белый порошок, его разбирали паломники как реликвию.
У Маршалла это «странная маслянистая жидкость», которая «пахла кровью и была похожа на смесь крови и пота». Почему именно пота, ведь пот — это бесцветная жидкость? Потому, видимо, что жидкость сочилась из пор тела, подобно выделению пота. Эдакий КРОВАВЫЙ ПОТ. А.Б. Баюканский называет его «сукровицей», но это вовсе не сукровица.
Вообще говоря, само истечение жидкости из пор показывает наличие кровяного давления, но А.Б. Баюканский настолько невежественный человек, что не знает того, что знает каждый школьник: если в теле есть кровяное давление, то тело является не мёртвым, а живым, ибо сердце бьётся и создаёт кровяное давление, а труп ничего выделять не может, никакой такой «сукровицы». Но это так, между делом
О сукровице нелепо говорить, когда кожа не повреждена, а сочится через поры вовсе не сукровица, а кровь. Тут правильнее считать составной частью ПОТ, как пишет Маршалл, ибо если что-то из потовых пор и может выделяться, то в первую очередь надо подразумевать пот.
«Святого Шарбеля» (ливанца Харбела Макхоуфа) верующие наделяют «чудесными способностями исцеления больных»
Однако и Маршалл, и А.Б.Баюканский тем от нас отличаются, что не знают результатов казней вампиров 250 лет назад, описанных аббатом Кальме (и многочисленными другими вампирологами и отчётами экспедиций и депутаций). А именно: что сия странная жидкость не только содержится в гробу вымпира, вытекая из всех пор его тела (в том числе обильно из носа, рта и ушей), но содержится и ВНУТРИ тела вампира. В том числе в сердце и в артериях шеи (когда отрубали голову).
Поэтому нелепо считать, что ВНУТРИ тела вампира вместо крови содержится некая не то «сукровица», не то «смесь крови и пота». Как пот может оказаться в артериях? Или сукровица?
Вот почему правильнее полагать, что та странная жидкость, которую выделяет через поры тела вампир, — это не столько ВЫДЕЛЕНИЯ, сколько сама та жидкость, которая заменяет ВНУТРИ тела вампира обычную кровь, осуществляя обмен веществ.
Этим вампир и отличается от здорового человека: у вампира внутри не наша чистая кровь, а кровь с примесью какой-то беловатой субстанции. И эта смесь, густея на воздухе, высыхает до беловатого порошка, что и было описано в г. Дальнегорске Приморского края, о чём сообщила российская пресса.
Вампир отличается от нас, обычных здоровых людей, тем, что выглядит ещё более здоровым, чем мы (это часто констатируют в своих отчётах всякие депутации, которые вскрывали 250 лет назад могилы вампиров в Восточной Европе). Это впечатление создаётся тем, что лицо у вампира налито кровью: пунцовое, щёки розовые, будто человек только что пробежал кросс. Но потому лицо и пунцовое, что сквозь поры кожи сочится кровь с примесью беловатой вампирической составной. Точно такое пунцовое лицо было у Чарбела, когда его выкопали из земли в 1898 году.
Люди полагали, что раз из вампира кровь в избытке сочится, то значит — он и пьёт кровь своих жертв, которые после прихода призрака вампира быстро чахли и умирали. На самом деле истечение этой кровавой жидкости из пор тела вампира — только результат его обмена веществ, когда не работают органы нормального выделения — не выделяются кал и моча, не работают кишечник, желудок и почки. И тут есть любопытный момент: С.Канье в статье «Вампиризм в Леванте» (1799) писал, что когда вырытому из земли вампиру вскрыли внутренности в селе Смилово в Сербии, то желудок у него оказался пустым, хотя в нём жители ожидали найти литры выпитой у жертв крови.
Но это нелепое ожидание, так как если бы кровь жертв была найдена в желудке вампира, то следовало искать её переваривание в кишечнике — и кал в толстой кишке. Ничего этого у вампира нет: он питается совершенно иначе.
У вампира вообще в принципе не может быть в теле крови своих жертв, так как это по сути телепортация крови жертв в гроб вампира. Там не их кровь, там кровь в странной смеси, которую производит само тело вампира. Это его собственная кровь, производимая именно его кроветворными органами.
ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ
Предположим такую картину: вампир (в нашем случае — монах-маронит Чарбел) заболевает вампиризмом и впадает в вампирическую кому, которую ошибочно принимают за смерть, потому его хоронят. Но до состояния комы он ведь что-то ел. Если остатки этой пищи будут находиться в кишечнике, который уже не работает, то они сгниют и будут источать яды, от которых тело коматозника быстро умрёт.
Однако желудок и кишечник вампира, очевидно, совершенно чисты и лишены остатков пищи. Как чисты и его почки и мочевой пузырь, так как вампир не выделяет не только кала, но и мочи. Получается, впадая в вампирическую кому, тело вампира всё-таки находит силы себя избавить от не до конца переваренной пищи и жидкости (или же как раз до конца переваренной). Как это происходит? Неясно.
Наверно, это происходит постепенно, и уже перед тем, как впасть в вампирическую кому, человек перестаёт вообще что-то есть и пить. И когда последние остатки пищи и питья выходят из тела, освобождая от них внутренние органы, и наступает кома. Иначе, видимо, и быть не может, так как если считать, что вампирическая кома наступает внезапно, то тогда нет времени телу избавиться от продуктов, которые, оставшись в теле, будут гнить и станут источником ядов.
Однако вопрос всё-таки не так прост.
Маршалл сообщает подробность, которую не упоминала Круз. А именно: что истекающая из тела Чарбела жидкость настолько токсична, что разъела до дыр цинковый гроб, отчего жидкость и стала сочиться через стену. Конечно, окружающая среда (кирпичи да бетон) не могла бы так воздействовать на цинковый гроб. Это явно действие самой этой жидкости («святой сукровицы», как её называет А.Б. Баюканский, — хороша «сукровица»!).
Тут исследователями вопроса упущено важное обстоятельство — а почему вообще тело Чарбела-Харбела поместили из деревянного гроба вдруг в цинковый? Думаю, не ошибусь, предположив, что деревянный гроб его «сукровица» очень быстро превратила в труху. Вот почему тело монаха поместили не снова в деревянный гроб, а уже в цинковый. Но и цинковый гроб сия жидкость тоже быстро превратила в труху!
Мало того, как пишет Маршалл, и сами одежды монаха стали полной трухой, сгнили, будучи пропитанными этой жидкостью. Хотя такая быстрая порча одежды в нормальных условиях невозможна: даже закопанная просто в землю одежда будет там сохранятся сотни лет без следов разрушения — ибо она не тело, гнить нечему. А тут-то она не в почве была, среди бактерий, а в ЦИНКОВОМ ГРОБУ, где абсолютно нет доступа воздуха, нет бактерий, нет гниения. Вот почему я уверен, что одежда не сгнила, а была растворена пагубным токсичным воздействием жидкости вампира, от которого до дыр проржавел и цинковый гроб за каких-то 23 года.
Неясно, какими такими «лечебными» свойствами эта жидкость вампира может обладать, но вот то обстоятельство, что она крайне токсична, — это факт.
И тут возникает вопрос: почему сия крайне токсичная жидкость разложила, как кислота, одежды монаха и разъела до дыр ЦИНКОВЫЙ гроб, но само тело вампира, источающее эту жидкость и плавающее в ней, никаких следов вредного воздействия не имеет?
А ведь тело вампира именно плавает в этой жидкости! Снова приведу цитату из трактата аббата Августина Кальме:
«В государственных докладах за 1693-1694 гг. говорится об упырях, вампирах и привидениях, которые появляются в Польше (Речи Посполитой, включавшей ещё нынешнюю Беларусь и западную половину Украины. — В.Д.) и, главным образом, в России.
Они появляются в любое время суток и приходят пить кровь живых людей и животных — в таком большом количестве, что иногда она вытекает у них обратно через рот, нос и, чаще всего, через уши, а труп плавает В ЗАПОЛНЕННОМ КРОВЬЮ ГРОБУ (выделено мой — В.Д.).
Эти преследования не прекращаются со смертью одного из членов семьи; их можно остановить, лишь отрезав голову или вскрыв сердце привидению, труп которого находят в своём гробу гибким, податливым, полным, с красным лицом, хотя он уже долгое время мёртв. Из их тел вытекает огромное количество крови, и некоторые смешивают её с мукой для приготовления хлеба; и по обычаю этот хлеб едят для защиты от преследования духа, который действительно после этого больше не приходит».
Тут у Кальме тоже некая «целебность» токсичных выделений вампира, которые с мукой смешивают. Но это, видимо, вовсе не аналог вакцины, а иное. Суть чего, наверно, в том, что вампир просто не станет искать жертву там, где его собственные выделения: он тут как бы слеп, не видит жертвы. Вот в чём, наверно, смысл выпекания такого хлеба. А не в аналоге вакцины. Ибо вакцинация должна спасать при заражении, а тут технология спасает от вообще прихода призрака вампира: вещи совершенно разные.
И вот здесь мы, наконец, находим ясный и конкретный ответ на то, ЗАЧЕМ монахи, едва выкопав Чарбела, стали рвать его одежды, пропитанные выделениями, на полосы и раздавать друг другу. Их «лечебность» только в том и заключалась, что помогала избавиться от прихода призрака этого вампира-коматозника и избежать самому смерти или заражения вампиризмом. Ибо это две разные сферы знаний об окружающем мире: одна — это народный опыт, а другая — официоз воззрений церкви, которая народный опыт (как в случае с вампиризмом) осуждает и отвергает не меньше, чем догматическая наука. Монахи разбирали одежды вампира, чтобы вампиризмом не заразиться, как и гласят народные предания этих территорий, описанные ещё вампирологами эпохи Кальме. А Церковь в этом нашла нечто «лечебное», а сегодня православная Церковь Москвы в лице теолога А.Б. Баюканского вообще всё переврала, как в испорченном телефоне, дойдя до степени маразма. Сотоварищи монаха Чарбела боялись от него заразиться вампиризмом — потому и забирали себе его выделения. Вот и вся «лечебность».
Но вернёмся к вопросу: выделения настолько токсичны, что разлагают одежду и разъедают цинковый гроб, как в случае с Чарбелом. А кожу самого вампира не разъедают. Почему? Конечно, эти выделения из его кожи и сочатся. Но это не ответ, так как и наш желудок вырабатывает крайне агрессивную среду — желудочный сок, способный растворить всё подряд. Разница в том, что если сей сок в желудке будет вырабатываться просто так, без пищи, то он съест сам желудок. То есть, желудок фактически не имеет защиты от самого сока, который производит. А здесь коматозник лежит в токсичной жидкости, которую производит его тело, но в ней не «сваривается». «Сваривается» его одежда, даже цинковый гроб. А его тело — нет, даже на коже нет ни малейших следов токсичного воздействия.
Мало того, этой токсичной, агрессивной жидкостью пропитано вообще всё тело вампира: она в его сердце, в его артериях, вообще везде, в каждом капилляре. Ткани тела демонстрируют удивительную сопротивляемость: одежда и цинк разъедаются, а тканям ничего.
Вот тут и лежит главный, принципиальный момент, который может помочь понять природу вампиризма. Эта странная вампирическая субстанция отнюдь не только в крови вампира. Она вообще везде в его теле, в каждой клетке. Всё тело вампира ею пропитано, ибо тело взрослого человека на 70-75 % состоит из жидкости.
У вампира совершенно изменён жидкостный состав клеток тела. Изменена роль крови как переносчика кислорода и питательных веществ — и роль крови как органа сбора углекислоты, продуктов окисления и продуктов распада, отходов обмена веществ. У вампира нет в коме ни кислорода, ни питательных веществ, как и нет необходимости выводить кровью продукты переработки обмена веществ. Роль крови как организатора организма тут выполняет эта странная беловатая составная. Она разносит по телу вовсе не кислород и питательные вещества, которых просто нет. Она разносит в клетки тела для поддержания их жизни нечто совсем иное. И, насколько можно судить, нет никаких отходов, которые надо было бы выводить: вот ведь что самое странное!
Харбел Макхоуф возведён в святые только за то, что его тело после погребения обнаружило все черты классического вампиризма
То, что субстанция разносит по телу, не окисляется и не сгорает в окислительных процессах. Оно вообще не участвует в химических процессах, ибо тело вампира не выделяет продуктов окисления.
Окисления («медленного сжигания») в теле вампира нет, но тело производит теплоту (как гласит наша народная мудрость, если под спиной покойника в гробу ощущается теплота, то ждите его возвращения в виде призрака, хотя эта народная мудрость есть урезанная мудрость, так как надо вещи своими именами называть: хороним вампира-коматозника). То есть, вампир производит, что естественно, своим телом и теплоту. Согласно научным воззрениям, теплоту в теле млекопитающих создают окислительные процессы, сжигание топлива, которое предусматривает выход продуктов сжигания, шлаков. Но обмен веществ вампира полностью противоречит этим представлениям, так как тело вампира теплоту создаёт, но кислород не потребляет и шлаков не оставляет.
Это вызов и нашей химии, и нашей биологии тела. Почему наука и говорит, вопреки фактам: такого быть не может.
Склонен полагать, что хотя бы один из вопросов феномена вампиризма нашёл ответ: это время заражения болезнью. Ранее я допускал, что вообще любой коматозник может из-за специфического состояния эволюционировать в состояние вампирической комы.
Но всё иначе, и картина болезни, видимо такая: вполне здоровый человек заражается вампиризмом, постепенно чахнет, переставая есть и пить. Его тело при этом УЖЕ НАЧИНАЕТ ВЫРАБАТЫВАТЬ эту странную вампирическую жидкость, освобождаясь одновременно от остатков пищи и жидкости, которая потребляется и усваивается нормальным образом. Когда происходит эта замена, и наступает вампирическая кома.
В этом свете совершенно ошибочными и нелепыми выглядят заявления экспедиций и депутаций эпохи борьбы с эпидемией 250 лет назад, где часто утверждалось, что «похороненный вампир заразил на кладбище и другие трупы рядом», так как эти трупы при эксгумации тоже оказывались вполне живыми коматозниками. Трупы заразить вампиризмом невозможно, болеть чем-то может только живое тело. И эти живые тела заболевали, что очевидно, до того, как их закопали.
Суть в том, что эту «сукровицу святого Шарбеля», как это называет А.Б. Баюканский, можно обнаружить у тех, кто и в кому ещё впасть не успел, но уже чахнет и теряет силы. Уже у такого человека должна кровь быть смешана с «белой составной».
Но откуда она берётся? Что её производит? Это и есть загадка