Задания для самоконтроля к теме 5
«Философия второй половины 20 века»
I. Найдите следующие фрагменты в тексте и прокомментируйте их:
- … сами науки о природе и истории нуждаются в определенном обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология.
- Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к чистому трансцендентальному сознанию Гуссерля, но скорее акт сопричастности бытию, который ближе к импульсу или жизненному порыву.
- …«независимое» существование объекта в гносеологической схеме Мура является лишь видимостью, ибо объект в его концепции выступает в акте ощущения, а не в качестве стороны объективной реальности.
- «Пространство — время» порождает «эмерджентные» качества — материальный мир, жизнь, психику, сознание.
- Уайтхед ставит задачу преодоления так называемого удвоения природы, пытаясь представить природу как единство «событий» — «элементарных факторов чувственного опыта» и «объектов» — «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий.
- В полемике с дарвинизмом разработал философскую концепцию холизма, согласно которой в основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей».
- … создаёт систему бытия, заключающую в себе четыре сферы — независимые и не связанные между собой «реальности»: «царство сущности», «царство материи», «царство истины» и «царство духа».
- Философской эволюции Рассела соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям.
- Модель Витгенштейна исходила из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений.
- … выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксических связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность научного обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки.
- …проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы … — формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы.
- … критерием истинности так называемых протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является, в конечном счете, непротиворечивость их другим утверждениям данной науки.
- … обоснование любого знания лучше всего достигается посредством вероятностной логики.
- … отрицает присущее логическому позитивизму разделение всех утверждений на синтетические, истинность которых проверяется в опыте, и аналитические, истинность которых следует из лингвистических оснований, полагая, что в опыте вообще не может проверяться отдельное предложение, а только целая система их,…
- …пытается доказать, что оптимальной для конструктивного номинализма является такая картина мира, при которой поток опыта индивидуума разлагается на элементарные чувственные качества.
- словесное описание активности сознания приводит к ошибочному пониманию сознания (духа) как особой субстанции, находящейся в теле, которое подчиняется механическим законам.
- . В своей концепции Остин абсолютизировал позицию аналитической философии, согласно которой основная цель философского исследования — прояснение выражений обыденного языка.
- … понятие «истина» не обозначает семантических характеристик, а служит для выражения нашего согласия, восхищения и пр. в отношении того, что говорится.
- Сближаясь с психоанализом, Уисдом развивает так называемое терапевтическое направление в лингвистической философии, рассматривающее философские теории как своеобразные «заболевания», нуждающиеся в лечении.
- Мир объектов лишён духовности и свободы, его закон — страдание, рабство, зло, коренящиеся в объективации; ей противостоит в мире творчество, преодолевающее отчуждение и внеположность объектов человеку: творящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его.
- Объективация стремится сделать личность частью общества и тем поработить её. Преодоление объективации предполагает примат личного начала над безлично-универсальным, (коллективным, родовым) во всех его формах, что, … , не должно означать индивидуализма и эгоцентризма, ибо личность по самой своей природе входит в общность с другими (общество, по Бердяеву, есть часть личности).
- Если индивид … — это изолированное человеческое «Я», замкнутый в себе, погружённый в свой внутренний мир человек, то личность — это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творческом самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному.
- С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у Сартра к интенциональному анализу форм проявления бытия в человеческой реальности. По Сартру, подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого»; это три, разделяемые лишь в абстракции, аспекта единой человеческой реальности.
- Вызванная упадком христианства «богоутрата» нашла выражение в философствовании Камю: в агностической эпистемологии (основанной на познавательном стремлении к заведомо недостижимой последней истине-благодати), в философии истории (отвергающей провиденциализм и любые учения о поступательном становлении человечества), в онтологии (принявшей вид скептической антителеологии), в философии творчества (мыслимого как вечное оспаривание художником-творцом неприемлемого для него и несовершенного земного «творения»).
- онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.
- . Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность.
- В центре внимания Марселя стоит проблема бытия, преломлённая через индивидуальный опыт, существование отдельного человека.
- Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления.
- Философия Бубера близка к экзистенциализму; её центральная идея — бытие как «диалог» между богом и человеком, человеком и миром.
- Фигуры Лютера,Декарта и Руссо знаменуют для него последовательное торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса Маритен видел в возврате к средневековой «ясности» и надличной объективности.
- Тайна томизма, по Жильсону, заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки, философии и богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же.
- Антропология Фомы Аквинского, особенно связанная с острыми идеологическими конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело.
II. Раскройте содержание понятий: феноменология, неореализм, критический реализм, неопозитивизм, логический эмпиризм, логический прагматизм, лингвистическая философия, персонализм, экзистенциализм, неотомизм.