Какие изменения происходят в отношении к семье в среднем возрасте
ОТВЕТ. Для большинства людей к среднему возрасту в семейной жизни происходят значительные изменения. Человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Человек среднего возраста все больше обращает внимания на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. Находящиеся в браке мужчины и женщины среднего возраста в большинстве случаев бывают более удовлетворены своей жизнью хотя бы потому, что люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Роль Супруна (супруги) и родителя служит дополнительным источником самоуважения. Характер отношений с собственными детьми также претерпевает изменения. В среднем возрасте мужчины и женщины уже в основном имеют взрослых детей, поэтому происходит перестройка отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи и помощи по уходу за внуками. Большое значение для людей средних лет приобретает помощь престарелым родителям и уход за ними.
003.КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ?
ОТВЕТ. По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. Это связано с процессом социализации. В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной прежде всего на присвоение внешнего, социализация взрослого — это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание. В гуманистической психологии акцент на проблеме самопознания связан с тезисом о свободе человека, реализуемой в его выборе. Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения не менее, чем мир окружающий, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения проблем. Таким образом, социализация взрослого субъективна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов — кем быть, каким быть, с кем быть и т. д. То есть имеется в виду не только свобода выбора активности в конкретных частных случаях, но и выбор собственного психологического облика, здоровья или болезни — способа жизни в целом. Имеется в виду саморегуляция в самом широком смысле в целом. Обращение взрослого к сложившемуся собственному психологическому потенциалу может быть связано и с устремленностью стать тем, кем он может стать в своей жизни. По мнению ряда авторов, развитие личности связано с процессом самоопределения личности, т. е. активностью, направленной на увеличение вероятности самореализации. Самореализация становится возможной только при наличии определенной степени актуального положительного (позитивного) личностного смысла «я». Достаточно хорошо известно, что именно через самоотношение субъекту презентируется его личностный смысл «я». Именно смысл «я» выполняет функцию «замыкания» процесса самоопределения, указывая на возможность и способность личности разработать и реализовать те или иные источники смысла и через это реализоваться. Самоопределение включает два процесса: формирование достаточного уровня самоуважения на базе соответствующего уровня ожидаемой самоэффективности в отношении того или иного обретенного и спроектированного замысла или содержания жизни; осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых достижений. Последнее является ничем иным, как нахождением положительного личностного смысла «я». Создается такая ситуация, что, с одной стороны, в среднем возрасте трудно обрести твердую почву под ногами, поскольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения, но с другой — не менее верно и то, что годы средней взрослости — это время относительного постоянства и преемственности в развитии личности и видов на будущее. Внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями.