Период сенсомоторного интеллекта.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). Младенец переходит от рефлекторного уровня новорожденного, на котором его Я и окружающий мир не дифференцируются, к относительно связной организации сенсомоторных действий, независимой от его непосредственного окружения. Эту организацию представляют акты приспособления к вещам в виде перцептивных и двигательных действий, основанных на реальных вещах. Символических преобразований ещё нет, конкретные успехи интеллекта этого периода можно представить следующим образом: появляются циркулярные реакции), повторяющиеся действия разной степени сложности), возникает координация схем при установлении отношений между целями и средствами, путем проб и ошибок изобретаются новые средства; новые средства появляются и благодаря мгновенному озарению (“инсайту”). Кроме того, ребёнок приобретает множество частных сведений об объектах и их свойствах - пространстве, времени, причинности. Он, занимаясь подражанием и игрой, узнает и свои свойства (своего Я) и свойства объектов как различные. Внутри общей системы сенсомоторных действий обособляется восприятие как особая система Я - действий, именно в этот период константность восприятия достигает высокого уровня развития.
В этот период ребёнок превращается в человека, оперирующего представлениями. Представления дают возможность различать обозначение и обозначаемое. Пиаже называет символической функцией обобщенную способность человека к осуществлению такого различения и к выполнению действия замещения. Образное мышление, благодаря способности к символизации, обладает потенциальными возможностями целостного видения во внутреннем плане всей последовательности событий. Это мышление обладает не только действенным характером, но созерцательно-действенным, т. е. оно способно уже отражать организацию самих умственных действий, с помощью которых происходит познание, а не только регистрировать преобразования предмета. Образное мышление освобождается от конкретной действительности и создает условия для манипулирования символическими образованиями, которыё могут иметь предельно абстрактный характер.
Но сенсомоторный интеллект предполагает оперирование с отдельными аспектами действительности, поэтому имеет характер частного действия, индивидуального события.
Понятийный же интеллект становится социализированным благодаря применению символов, общих для всех людей данной культуры.
По мнению Пиаже, символическая функция представляет собой самое общее и основное приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение личными символами и социальными знаками, к числу которых в первую очередь относится язык (1).
На дооперациональном уровне ребёнок сохраняет такой же эгоцентризм в отношении представлений, какой отличал новорожденного в отношении к сенсомоторным действиям. Ребёнок проявляет свою неспособность встать на точку зрения другого человека, т.е. отнестись к своей собственной точке зрения, к своей позиции, и координировать её с другими возможными. Ребёнку трудно, или почти невозможно, сделать предметом собственного размышления своё собственное мышление, он мыслит, но он не способен думать о своих собственных мыслях. Социальное взаимодействие (другой человек) приводит к преодолению детского эгоцентризма.
Этому способствует тенденция к сосредоточению (центрации) ребёнка на единичной, наиболее яркой характеристике предмета, которая затевает для него все другие и искажает рассуждение. Сам ребёнок не может произвести децентрацию, т.е. принять во внимание существование других качеств предмета. Для осуществления децентрации ребёнку нужен другой человек.
Самой же важной характеристикой дооперационального мышления является его необратимость, т.е. невозможность вернуться к исходной точке рассуждения, к посылке, которая привела к какому-то выводу. Это связано с тем, что ребёнок пользуется ещё не понятиями, а предпонятиями, - они образны, конкретны, связаны с действиями, ещё не схематичны и не абстрактны. Рассуждения ребёнка с помощью предпонятий являются, как говорит Пиаже, синкретическими, то есть объединёнными для самого ребёнка важными, как бы внутренними, отношениями в рамках глобальной всеохватывающей схемы. Внутри этого синкретического целого всё причинно, всё можно связать и объяснить, так как это доступно самому ребёнку. Ребёнок рассуждает не логически, а трансдуктивным путём. Это значит, что он склонен устанавливать ассоциативные связи между последовательными звеньями цепи рассуждений, не увязывая их друг с другом, а просто рядопологая.
В подавляющем большинстве своих представлений дооперациональное мышление напоминает сенсомоторное действие, перенесённое в новую плоскость. Мышление с помощью представлений обязательно должно воспроизводить свой источник - сенсомоторный интеллект, но в изменённом виде.