Минимальные требования к уровню подготовки учащихся

V-VII классы

1. Круг чтения.

- Самостоятельно прочитать и под руководством учителя изучить произведения, рекомендуемые для текстуального изучения, для чтения и обсуждения; овладеть навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения: темп чтения в VII классе: 120-130 слов в минуту вслух, 210-250 слов в минуту про себя;

- читать наизусть стихи и отрывки из прозаических произведений: 10-12 стихотворений, включая фрагменты поэмы, 3-4отрывка из прозы;

- характеризовать героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки;

- объяснять значение изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) в связи с характеристикой героя;

- выявлять роль художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении;

- сопоставлять героев, события, близкие по темам произведения в соответствии с поставленной проблемой;

- выявлять расположение и взаимосвязь частей произведения элементов сюжета, описаний, авторских отступлений;

- определять тему и основную идею художественного про­изведения;

- пользоваться аппаратом книги и школьной справочно-библиографической литературой; - находить по каталогу нужную книгу и журнал.

2.Знания о литературе.

- Знать основные признаки понятий: «литературный герой» "сюжет", «композиция", "изобразительно-выразительные средства языка" (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора); "тема", "идея" художественного произведения; иметь представление об особенностях отражения жизни в литературе.

3. Развитие речи.

- Выражать в чтении с помощью интонации свое отношение
к событиям и героям произведения;

- подробно (с сохранением некоторых стилевых особенностей
произведения) кратко и выборочно пересказывать эпическое
произведение,

- писать изложения (подробное, сжатое, выборочное)
литературно-художественных текстов (до 200-250 слов); составлять простой и сложный план своего выступления и
сочинения;

- рассказывать о литературном герое с элементами его
характеристики. Выражать в рассказе свое к нему отношение;

- давать устный и письменный развернутый и обоснованный
ответ на проблемный вопрос;

- писать, сочинение по литературным произведениям
(характеристика героя, сопоставительная характеристика героев),по иллюстрациям и произведениям живописи в связи с литературным произведением (в VII - 2-2,5 тетрадных страницы);

- писать отзыв о прочитанном произведении, а также о спектакле, фильме, телефильме (в форме рекомендации товарищам, письма близкому человеку, страницы из дневника, заметки в газету.)

ПРОГРАММА КУРСА

КЛАСС (102 часа)

ВВЕДЕНИЕ: Литература как искусства слова. Любимые книги, герои, авторы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (Тема изучается на основе ранее пройденного материала). Формы передачи устного народного творчества.

Народные сказки (русские, узбекские, сказки народов мира)

Виды сказок. Сказка – как отражение народных традиций. Особенности сказочного повествования. Система сказочных образов. Сходные сюжеты, жизненные ситуации в сказках разных народов. Общечеловеческие ценности в сказках.

Сказки народов мира

«Марья Моревна». Русская народная сказка. «Три арбузных зернышка», «Бей, дубинка!». Узбекские народные сказки.

«Гвоздь из родного дома». Финская сказка. «Мудрый крестьянин». Шведская сказка.

Теория литературы. Роль фантазии в мире художественной литературы.

Для чтения и обсуждения

Сказки разных народов, близких по сюжету: (немецкая – «Мальчик с пальчик», французская - «Сказка про мальчика с сапожок», японская – «Иссумбоси », русская – «Липунюшка», немецкая – «Сказка о рыбаке и его жене», китайская – «Золотая рыбка», узбекская - «Три богатыря» (по выбору учителя и учащихся).

Наши рекомендации