Диагностика тревожного расстройства
в связи с разлукой в детском возрасте – F 93.0
Состояние должно включать минимум 3 признака из числа следующих:
А. 1) несоответствующее реальности постоянное беспокойство в связи с возможной потерей главного лица ближайшего окружения (уйдет и не вернется или страх за его жизнь);
2) нереалистические опасения быть разлученным с этим лицом (страх быть потерянным, похищенным или помещенным в больницу);
3) стойкое нежелание или отказ идти в школу (детский сад) из страха расстаться с эмоционально важным лицом (другие причины отказа посещения для диагноза значения не имеют);
4) трудности расставания по вечерам, распознаваемые по одному из следующих признаков:
а) стойкое нежелание укладываться спать при бодрствовании эмоционально значимого лица;
б) частые вставания ночью с проверкой присутствия на месте этого лица или передислокация к нему в постель;
в) стойкое нежелание или отказ спать вне дома;
5) стойкое нежелание оставаться одному дома без объекта своей привязанности;
6) регулярные кошмары и сны на темы расставания;
7) повторные соматические симптомы – тошнота, рвота, боль в животе, головная боль – всё связано с разлукой;
8) повторяющийся дистресс в ожидании расставания со значимой фигурой - плач, гнев, несчастный вид, апатия или аутизация.
Б. Отсутствие критериев генерализованного тревожного расстройства детского возраста (F 93.80).
В. Симптомы начинают проявляться до 6-летнего возраста.
Г. Расстройство наблюдается вне рамок нарушений социального поведения, психотических состояний или употребления пcихоактивных препаратов.
Д. Продолжительность не менее 4-х недель.
Дифференциальный диагноз
1. При генерализованном тревожном расстройстве (F 93.80) в отличие от расстройства разлуки (F 93.0) страх не сфокусирован на расставании.
2. Тревожное расстройство с агорафобией обычно не начинается ранее 18 лет и характеризуется страхами панического приступа, а не расставания с родителями.
3. Для социального тревожного расстройства характерен не страх расставания со знакомыми, а страх пребывания с незнакомыми лицами.
Лечение
Непременное условие терапевтической программы - комплексность используемых подходов. Эффективным признаны телефонные контакты ребенка с родителями, когда он находится вдали от них, а также когнитивная переоценка поведения самим ребенком. Показана семейная терапия, способствующая формированию самостоятельности ребенка и его самоутверждению.