Структура сознания. Сознание и бессознательное.
Вопрос № 14. Понятие о сознании. Характеристики сознания.
Понятие о сознании:
Со-знание – способность передавать знания.
У сознания много определений:
- это образ или картина мира,
- это внутренняя конструкция внешней реальности,
- это осознание внешних раздражителей: себя, своего опыта, окружающих,
- это высшая, свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективной закономерности окружающего мира.
Всё, что мы осознаем, есть сознание.
Есть разные уровни сознания: - бессознательное,
- досознательное,
- предсознание (легко доступно осознанию),
- сознание.
Носитель сознания – это только человек, проживающий в социуме.
А.Г.Маклаков. Общая психология.
Что такое сознание человека?
Существуют несколько ответов на этот вопрос, но до сих пор среди психологов нет точного, единого понимания и даже определения сознания. Ознакомимся с ответами на интересующий нас вопрос, которые можно встретить в научной психологической литературе.
Самое старое, возникшее в древние времена и просуществовавшее столетиями понимание сознания, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека, ставит, по сути дела, знак равенства между сознанием и психикой человека. Древние ученые считали, что все, что связано с душой человека, все то, в чем она проявляется, входит в содержание сознания, поскольку психика и есть сознание и никакой другой психики, кроме осознаваемой, не существует. Такое понимание сознания как равнозначного психике в целом не только сохранилось до эпохи Возрождения, но и прочно закрепилось в XVII в. примерно на 200 лет, когда произошло четкое разделение психики человека и психики животных. С этих пор, благодаря трудам Р. Декарта и некоторых других его современников, в частности Дж. Локка, психология надолго превратилась в науку о сознании. Существование бессознательного в психике хотя и признается, но основные научные исследования психики все же касаются сознания, его строения и функционирования.
В настоящее время эта точка зрения открыто большинством психологов не защищается, но в скрытом виде продолжает существовать, оказывая определенное влияние на выбор предмета исследования и методы изучения психики. Отчетливым образом она просматривается, например, в современной когнитивной психологии.
Вторая точка зрения связывает сознание человека с переживаниями, образами и мыслями, которые он так или иначе может описать и о которых в той или иной форме в состоянии сообщить другим людям. Формы описания психических явлений и способы передачи их содержания могут быть разнообразными. Переживания, мысли и образы можно попытаться передать, например, языком телодвижений — жестами, мимикой, пантомимикой. Можно воспользоваться для этого изобразительными символами, рисунками, схемами. Наконец, можно обратиться к словесному описанию психических явлений. Сознание в таком его определении — это совместное знание людей, то есть знание, разделяемое многими людьми, которое может передаваться от человека к человеку и в результате этого стать групповым или коллективным знанием.
Третье понимание сознания соотносит его исключительно с языком и речью. Здесь утверждается, что в сознание входит и может в нем находиться лишь то, что передается словами. А поскольку любое слово выступает как понятие, то на данную, психолингвистическую интерпретацию сознания накладывается еще одно ограничение: в сознание входит лишь общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, отраженных в языке. Иными словами, в данном понимании сознания по существу ставится знак равенства между сознанием, языком и речью человека.
Четвертое понимание сознания трактует его как особое состояние психики человека, в котором он находится, когда не спит и когда нормально, правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в данный момент. Говорят, что сознание человека выключается, когда он засыпает, вновь включается, когда он просыпается. Утверждают также, что в результате тяжелой травмы, заболевания человек может на время потерять сознание, а когда выздоровеет или придет в себя — вновь обретет его. Иногда используют термины, характеризующие динамические, промежуточные состояния сознания человека: «замутненное сознание», «полусознание» и др.
Это понимание сознания предполагает возможность его появления и исчезновения у человека, а также постепенный переход от сознания к бессознательному состоянию, то есть возможность существования человека и его психики вне сознания. По сути дела — это уже есть косвенное признание активной роли в регуляции поведения человека не только сознания, но и бессознательного, то есть ограниченное понимание сознания как одного из возможных состояний психики. Ведь, даже находясь в бессознательном состоянии, человек продолжает как-то реагировать на происходящее вокруг него, например, находясь под гипнозом.
Характеристики сознания:
1.активность – когда мы отражаем объективный мир, мы отражаем его неодинаково и непассивно, например: вышла и хлопнула дверью: обиделась, кто-то позвал, сквозняк, вышла, чтобы привлечь наше внимание и пр.
2.направленность (интенциональность – это направленность на предмет) – сознание – это всегда сознание чего-либо.
3.рефлексия (ударение на второе е) - способность к познанию и осознанию, иметь представление о себе «я знаю, что я знаю».
4.связанность с речью – одеждой сознания является речь, сознание без речи не существует. Всё, что мы осознаём, мы можем сказать словами. Речь – это носитель сознания.
5.мысленное представление и воображение действительности – только носитель сознания может представлять и прогнозировать.
6.способность к коммуникации –
7.обобщенность, способность к обобщенному отражению – только человек способен обобщенно отражать объекты, их назначение, т.е. улавливать главное свойство объекта, закрепленное в историческом опыте.
8.наличие интеллектуальных схем – сознание является носителем определенных умственных схем, в соответствии с которыми осуществляется восприятие, переработка и хранение информации.
Структура сознания:
Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций
А.Н.Леонтьев, развивая идеи Д.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания. Развитое сознание отличается многомерностью. В явлениях сознания мы прежде всего обнаруживаем чувственную ткань. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или будущего). Особая функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания.
У человека чувственные образы приобретают новое качество – свою означенность. Значения являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Таким образом, объективный мир в сознании человека как бы удваивается: он отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов, значения отрываются от предметов, которые они обозначают, тем самым давая человеку свободу в оперировании ими. Человек, таким образом, может произвольно называть эти образы, произвольно управлять этим вторым миром. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств.
По мнению А.Н.Леонтьева, значения ведут двойную жизнь. Во-первых, они выступают перед субъектом в своем независимом существовании. Благодаря тому, что люди пользуются одной и той же системой значений, возможна коммуникация между ними. Во второй же своей жизни они индивидуализируются, «субъективируются», приобретают личностный смысл.
В.П.Зинченко предлагает двухслойную, или двухуровневую структуру сознания, состоящую из бытийного и рефлексивного слоя. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия, чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл.
Биодинамическая ткань. В нее входят движения и действия, которые имеют внешнюю и внутреннюю формы существования. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать, например, в хаотичных движениях младенцев. По мере освоения, построения движений и действий они становятся все более сложными, усложняется прежде всего их внутренняя форма. Подлинно целесообразными и произвольными действия и движения становятся тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму движения.
Чувственная ткань. Она представляет собой строительный материал образа. Субъект обладает пространством сформированных образов, большинство из которых многозначны, то есть содержат в себе не одно предметное значение, а несколько.
Значение. Понятие значения фиксирует то, что сознание человека развивается не в условиях робинзонады, а внутри культурного пространства, в котором кристаллизован опыт деятельности общения, мировосприятия, который необходимо усвоить. Причем не только усвоить, но и построить на его основе свой собственный уникальный опыт. Различают операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные связывают значения с биодинамической тканью, предметные — с чувственной, вербальные — преимущественно со смыслом.
Смысл. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что сознание есть не только знание, но и отношение. Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивном слое сознания. Например, на несовпадении значения и смыслов строятся многие техники комического. Они могут трансформироваться друг в друга: это процесс означения смыслов и осмысления значений, присутствующий в любом общении. Хотя, конечно, взаимопонимание не может быть абсолютным, полным. Всегда имеются элементы непонимания, связанного с трудностями осмысления значений или недосказанности. Непонимание и недосказанность являются не только негативными характеристиками общения, они же составляют необходимые условия создания нового, условия творчества, развития культуры.
Итак, сознание выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт.
Человека помощью сознания моделирует мир и преобразует его в своей деятельности.
Первушина Ольга. Структура сознания. Общая психология.
Структура сознания
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л. С. Выготским.
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:
– чувственную ткань образа;
– значение;
– смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Сознание и бессознательное:
Сознание играет важную роль в психике человека, но оно не охватывает всей психической жизнедеятельности. Большая часть процессов, протекающая во внутреннем мире человека, им не осознается. Неосознаваемые психические процессы, операции и состояния образуют особую сферу психической жизни и получили название бессознательного. Бессознательное выступает как форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии.
Бессознательное – это содержание человеческой психики, о которой сам человек не знает. Его осознание либо вовсе невозможно, либо требует специальных усилий. Бессознательным в человеке может быть как самое низкое, так и самое высокое. Материал бессознательного обычно не допускается к воспоминанию, но очень мощно действует опосредованно. (из лекции Котлякова В.Ю.).
А.Г.Маклаков. Общая психология.
Что такое бессознательное?
Можно попытаться ответить на данный вопрос чисто формально: бессознательное — это то в психике человека, что участвует в управлении активностью организма и поведением человека, но не осознается, то есть не входит в содержание сознания. Такой ответ на заданный вопрос будет с формальной точки зрения правильным, но с психологической точки зрения бессодержательным. Он никак не приблизит нас к пониманию природы бессознательного именно в психике человека. Попробуем подойти к ответу на вопрос по-иному. Определим бессознательное как то, что, как и само сознание, может быть описано в психологических терминах, что, как и соответствующие сознательные явления, участвует в регуляции поведения человека. При этом добавим, что факт участия бессознательного в регуляции поведения человек обычно не осознает, часто активно не признает, отрицает и ничего определенного об этом сказать не может. Приведем для иллюстрации существования бессознательного пример, на который для доказательства его существования часто ссылался З.Фрейд. В своих публичных выступлениях и книгах он часто описывал следующий случай:
«Некоторого внушаемого, то есть поддающегося действию гипноза, человека вводят в комнату, имеющую выход на балкон. На улице в это время прекрасная погода, тепло, ярко светит солнце, дышится легко, на небе ни облачка. Человека вводят в состояние гипноза и внушают ему мысль о том, что комната наполнена дымом, а на улице идет дождь. После этого ему дают в руки зонтик, предлагают выйти на балкон и с раскрытым зонтиком постоять там несколько минут, пока дым в комнате не рассеется. Получив такую инструкцию, человек в точности ее выполняет. Спустя некоторое время после того, как он, находясь под гипнозом, постоял с открытым зонтиком на балконе (при безоблачном небе под лучами яркого солнца), человека вновь возвращают в комнату, берут у него зонтик и выводят из состояния гипноза. Далее человека начинают расспрашивать о том, что он делал, находясь в состоянии гипноза.
Выясняется, что человек более или менее правильно припоминает почти все свои действия. Затем ему задают вопросы о том, почему он взял зонтик, почему вышел на балкон и стоял там с раскрытым зонтиком. Теперь, когда человек находится в сознании и видит, что в комнате ничего не происходит (нет дыма), а на улице ярко светит солнце и нет дождя, ответить на эти вопросы ему нелегко. Однако человек не теряется и находит на них ответы. Он говорит, например, что ему захотелось посмотреть, как выглядит зонтик на солнце, какова его расцветка, так как он якобы собирался купить своей жене такой же зонтик. Если это его объяснение не принимается, то человек тут же, спустя несколько минут, придумывает другое, столь же разумное и правдоподобное, на первый взгляд, но не соответствующее действительности объяснение. Так может продолжаться до тех пор, пока экспериментатор, последовательно отклонив все объяснения самого испытуемого как неверные, не раскроет ему тайну и не скажет, что в состоянии гипноза ему просто внушили мысль о том, что комната наполнена дымом, что на улице идет дождь, и в связи с этим предложили выйти на балкон, постоять там некоторое время с открытым зонтиком. Испытуемый, однако, довольно странно реагирует на правильное, соответствующее действительности, объяснение его поведения. Он вдруг заявляет: «Не может этого быть!», и категорически отвергает как правдоподобное такое объяснение его поведения, которое исходит из бессознательного».
Фрейд объяснял происходящее в этом опыте следующим образом. Во-первых, утверждал он, человек, находясь в состоянии гипноза, точно так же, достаточно разумно воспринимал словесные инструкции и действовал в соответствии с ними, как обычно понимают слова, обращенные к ним, и действуют люди, находящиеся в сознании. Следовательно, психическая регуляция поведения этого человека в бессознательном состоянии налицо. Во-вторых, человек сам придумывает правдоподобные объяснения своему поведению, верит в них, отстаивает их, убеждает в этом других людей, хотя оказывается, что эти объяснения не соответствуют действительности. Значит, поведением и психикой человека управляет не только сознание, но также бессознательное; значит, сознание, в свою очередь, не открывает полных и истинных источников поведения человека. В-третьих, в данном опыте человек отрицает, не признает правильное объяснение его поведения, и из этого следует, что и в реальной жизни он может поступать именно так. Иными словами, сознание человека не полностью контролирует его поведение даже тогда, когда человек находится в сознании. Поведением человека в это время управляет наряду с сознанием и бессознательное.
Для того чтобы лучше и глубже ответить на вопрос о том, что такое бессознательное, надо вернуться к истории его признания и изучения.
А.Г.Маклаков. Общая психология.
История открытия и изучения бессознательного.
Впервые о бессознательном заговорили в XVII в. в связи с признанием необходимости по-разному объяснять поведение человека и животных. Тогда никто не сомневался в том, что только человек наделен сознанием, а у животных его нет. Хотя животное рассматривали как сложно устроенный биологический автомат и вполне довольствовались механистическим объяснением его поведения, в отношении человека вопрос об исключительно сознательном объяснении поведения уже не стоял. Ученые уже в это время признавали, что у человека наряду с сознательными психическими явлениями могут существовать и бессознательные' психические явления. Лейбниц в XVII в. в своих научных трудах утверждал и доказывал, что человек может бессознательно воспринимать окружающий мир, что внутренняя психическая активность человека может протекать не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Более того, Лейбниц считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил. Развивать идеи Лейбница о бессознательном продолжил в XVIII в. Гербарт. Согласно Гербарту, непознаваемы, а следовательно, «могут находиться в бессознательном состоянии не только восприятие, но и вся душа человека», то есть, говоря современным языком, вся его психика. Между сознанием и бессознательным существуют сложные, противоречивые и динамические отношения. То, что в данный момент является осознаваемым, в следующий момент времени может оказаться бессознательным, и наоборот: то, что сейчас не осознается человеком, далее может стать вполне осознаваемым. Бессознательным, по Гербарту, может быть и внимание человека, то есть человек может обращать на что-то свое внимание, сам не осознавая этого факта.
Важные идеи о бессознательном далее последовательно высказывали Г. Гельмгольц (бессознательные умозаключения), Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И.М. Сеченов (бессознательные ощущения) и ряд других ученых. В результате идея о бессознательных психических явлениях стала общепринятой, но относящейся в основном только к психическим процессам. Подытожил и систематизировал в XIX в. идеи о бессознательном в психике классик немецкой психологии В.Вундт. Существенно изменил и расширил представления о бессознательном З.Фрейд. К идеям Лейбница, Гербарта и Вундта, касающимся познавательных процессов, он добавил ряд фактов и выводов о существовании бессознательного в личности: бессознательных мотивов поведения и черт характера человек-бессознательных отношений к людям. Таким образом, благодаря работам Фрейда, бессознательной стала считаться фактически вся психика человека, точнее, идея бессознательного была распространена на всю психику в целом. Итак, возвращаясь к вопросу о том, что такое бессознательное, можно утверждать, что бессознательное — это значительная часть психики человека, которая охватывает все характерные для него психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь, черты характера, способности, потребности, мотивы поведения и межличностные отношения.
А.Г.Маклаков. Общая психология.
Роль бессознательного в регуляции психики.
Каким образом бессознательное управляет поведением человека?
Роль бессознательного в регуляции психики заключается в следующем. На уровне сознания человеком решаются в основном только новые и самые сложные задачи, для которых в его личном опыте не существует готовых, вполне удовлетворительных решений. На бессознательном уровне обычно решаются сравнительно простые, привычные задачи, которые не представляют для человека особого труда. К примеру, если человек умеет ходить, читать, писать, ездить на велосипеде, то ему нет необходимости всякий раз тщательно контролировать, постоянно удерживать в поле своего внимания и сознания все возможные мелкие движения, которые он при этом совершает. Если же человек еще только учится ходить, читать, писать (например, на каком-либо иностранном языке), если он еще не умеет ездить на велосипеде, но хотел бы этому научиться, то он вынужден сознательно контролировать все совершаемые при этом движения. Следовательно, мера сознательного контроля того или иного процесса зависит от специфики этого процесса, а также от легкости его осуществления и от степени его автоматизации. Правда, вполне определенно ответить на вопрос о том, какова доля сознания и бессознательного в реальном управлении познавательными процессами человека и всей его психикой в целом, мы пока что не можем. Это вызвано несколькими причинами. Прежде всего, само бессознательное до сих пор в достаточной степени в психологии не изучено из-за серьезных затруднений, которые связаны с его пониманием, определением и отсутствием надежных методов его исследования. Затем, не вполне определены структура и роль сознания, не говоря уже о его психологической сущности и связи с теми процессами, которые происходят в мозге человека. Наконец, несмотря на более чем столетний опыт экспериментального изучения познавательных процессов человека, до сих пор в этой области имеется немало вопросов, ответы на которые или не найдены, или недостаточно убедительны.
Что касается роли бессознательного в управлении поведением человека, то и здесь картина соотношения исследованного и неизвестного представляется довольно запутанной. С одной стороны, классические работы таких известных психологов, как 3. Фрейд, К. Юнг и др., в теоретическом плане, казалось бы, уже смогли расставить все точки над «i». С другой стороны, их интереснейшие работы в этой области не полностью подкреплены экспериментальными данными и не позволяют вполне определенно ответить на наш, сформулированный даже в самом общем виде, вопрос. В лучшем случае их рассуждения на этот счет представляют собой интересные гипотезы, а не научные теории, подтвержденные экспериментальными данными и практикой.
А.Г.Маклаков. Общая психология.
В чем заключаются основные трудности нахождения правильного ответа на вопрос о соотношении сознательной и бессознательной регуляции психики и поведения человека?
Эти трудности заключаются в следующем. Каждое действие, каждый поведенческий акт человека не может регулироваться исключительно сознательно или же исключительно бессознательно, в нем всегда присутствуют элементы и того, и другого. Однако точно установить долю сознательной и относительный вес бессознательной его регуляции практически невозможно. Возьмем в качестве примера такой вид деятельности, как письмо. С одной стороны — это вид активности, который, несомненно, подлежит сознательной регулировке. Когда мы что-либо пишем, то обязательно следим за написанным, и если замечаем ошибку, то стараемся сразу ее исправить. С другой стороны, сознательно мы не контролируем написание каждого завитка каждой отдельной буквы, все это при хорошо освоенном письме осуществляется обычно автоматически. В то время, когда дети еще только учатся писать, они стараются сознательно контролировать почти все, что связано с письмом. Взрослый же человек, хорошо владеющий письмом, осуществляет сознательно лишь его общий контроль, а все остальное, касающееся техники и деталей письма, происходит у него на бессознательном уровне. Отсюда мы можем сделать вывод: даже когда речь идет о выполнении одной и той же деятельности, мера ее сознательного или бессознательного контроля у разных людей может быть различной в зависимости от степени освоенности соответствующей деятельности. Да и у одного и того же человека, занятого одной и той же деятельностью, соотношение ее сознательного и бессознательного контроля время от времени может меняться. Представим человека, который хорошо умеет набирать текст на компьютере и делает это вслепую, не глядя на клавиатуру. Мы можем сказать, что движения его пальцев во время набора текста осуществляются автоматически, на бессознательном или подсознательном уровне. Так будет происходить до тех пор, пока человек не обнаружит, что он начал печатать с ошибками и скорость его печати уменьшилась. Если это случится, то письмо для него на время станет сознательно контролируемой деятельностью и будет оставаться таковой до тех пор, пока не окажутся устранены все его недостатки.
А.Г.Маклаков. Общая психология.
Как на самом деле соотносятся сознательное и бессознательное в регуляции психики и поведения человека?
Сознание и бессознательное одновременно участвуют в регуляции практически любого поведенческого акта. Мы только что выяснили, что их соотношение друг с другом является не статичным, а динамичным, не постоянным, но изменчивым. Поскольку сознательное и бессознательное представляют собой разные уровни психической регуляции одной и той же деятельности, то ее контроль время от времени может переходит с одного уровня на другой, то есть становиться то сознательным, то бессознательным.
Сознание — это более высокий уровень регуляции, а бессознательное — более низкий уровень регуляции. Следовательно, регуляция деятельности начинает осуществляться на уровне сознания, когда перед человеком в этой деятельности возникают новые и более сложные задачи. Если деятельность протекает гладко, без проблем, то вполне достаточно бессознательного уровня ее контроля. Когда та или иная деятельность только еще осваивается человеком, то в ее регуляции преобладает сознательный контроль. Когда деятельность уже освоена человеком настолько, что может выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это общее правило динамического соотношения сознательного и бессознательного регулирования любой деятельности человека. Но даже когда деятельность уже полностью сформировалась, управление ею производится на нескольких уровнях регуляции, имеющих различное отношение к сознанию и бессознательному. Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровневая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным участием психики, какой являются движения человека. Изучая структуру внутреннего управления произвольными движениями, осуществляемыми человеком, он выделил четыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя также элементы психики. В тех случаях, когда деятельность человека особенно сложная и, кроме того, изменчивая и протекает в различных условиях, в ней, несомненно, преобладает сознательный контроль. Если деятельность не очень сложная, стабильная по своему характеру и привычная для человека, то в ее регуляции, скорее всего, значительна доля бессознательного.
Сознательная регуляция деятельности обычно связана с большими трудностями и с повышенными затратами как физической, так и психической энергии. Поэтому человек гораздо быстрее устает, когда занимается сложной умственной работой, чем простым физическим трудом. Бессознательная регуляция деятельности, напротив, не связана с большими энергетическими затратами, и поэтому работоспособность человека при ее выполнении выше, а утомляемость ниже. В качестве наиболее известного примера такой деятельности можно назвать работу мозга человека или деятельность его сердца. Несмотря на то, что эти органы непрерывно работают в течение всей жизни человека, то есть десятки лет подряд, они практически не устают и, вместе с тем, обладают самой высокой работоспособностью. В связи с этим в соотношении сознательной и бессознательной регуляции деятельности действует следующий закон: тенденция к непрерывному переходу от сознательной к бессознательной регуляции. Действие этого закона связано с экономией энергии на осуществление деятельности, и эта энергия затем может быть потрачена человеком на сознательное освоение новых для него видов деятельности. Например, научившись совершать движения, связанные с использованием каких-либо инструментов, и доведя навыки их использования до уровня автоматизма, то есть перейдя в их контроле на бессознательный уровень, человек может затем переключить свое внимание и сосредоточить усилия на выполнении какой-либо сложной работы с помощью этих инструментальных навыков.