Проблема личности в социальной психологии 4 страница
В какой мере средства массовой информации влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортивные игры, оказывают вредное влияние на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
Школа. В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах.
Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной властью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не мог быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе.
Каким образом осуществляется социализация детей? Никто не может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но анализ четырёх психологических механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и вины) помогает объяснить сущность данного процесса. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.
Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу чулан.
Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы можете последовать её примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным.
Имитация и идентификация – положительные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.
Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали вас « на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что стащили печенье, - это значит, что вас мучает собственная совесть.
Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу. Если маленькую девочку наказали за то, что она играла «в доктора» с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для неё какое то время будет связан с неясным чувством стыда и вины.
Несмотря на факторы, влияющие на процесс социализации, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.
Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка. Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.
Кон выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена методами социализации, характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.
«Неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.
Выводы. Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я. Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981). Помня о том, что субъектом социализации является человек, включенный в определенную группу, можно проследить по самым разным параметрам процесс освоения социальной памяти. В конечном итоге в конкретной деятельности человека утверждается или отрицается приобретенное, и утверждается точка зрения, мировоззренческая установка ЛИЧНОСТИ.
Социальная установка
При исследовании личности в социальной психологии важное место занимает проблема социальной установки. Всякая деятельности личности связана с такими понятиями как потребности и мотивы. Мотивы в свою очередь обусловлены социальной установкой. Д.Н. Узнадзе пишет: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».
В западной социальной психологии для обозначения социальной установки используют понятие «аттитюд». Выявлено четыре периода исследования аттитюдов: а) период введения этого термина (1918г.) и бурный рост исследований в этой области, б) упадок исследовательского интереса (40-50гг.), в) возрождение интереса (50-60 гг.), г) новый застой (70 гг.). Современное изучение аттитюда содержится в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения». Основная идея концепции заключается в тезисе: «Человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность». Эти диспозиции организованы иерархически.
Одной из важных проблем при изучении установок является проблема их изменений. Выдвигается множество концептуальных подходов в исследовании изменений социальных установок. Однако большинство из них решается в двух основных: бихевиористской и когнитивистской.
В бихевиористской ориентации социальной психологии (К. Ховланд) в качестве принципа для понимания изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды изменяются в зависимости от того , каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Такое изменение связано с включением в этот процесс социальных факторов, в бихевиористской концепции таковые отсутствуют.
В когнитивистской ориентации изменения исследуются в рамках теории соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, Г.М. Андреева и др.). Эта теория гласит: всякое изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, то есть, возникает потребность в упорядоченном, однозначном восприятии внешнего мира. Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо иметь четкое представление о социально-психическом содержании этого понятия. Изменение социальных установок должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиции, так и сточки зрения изменений активной позиции личности, вызванных обстоятельствами, которые рождены развитием личности. Если социальная установка возникла в определенной сфере человеческой деятельности, то ее изменения можно понять, при анализе изменений в самой деятельности. Среди них наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности.
Личность в группе
При рассмотрении процессов социализации и формирования установок личности, как бы осуществляются два процесса: усвоение социального опыта и его реализация. Для социальной психологии важным является исследование вопроса: личность в условиях совместной деятельности в группе и общение. В.А. Петровский предлагает три подхода в исследовании личности: а) как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта, б) как свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных связей, в) как свойство, находящееся за пределами интериндивидуального пространства (то есть как «погруженное» в другого, «персонализация»).
Для социальной психологии очень важно понять личность как взаимодействующего и обобщающего субъекта. С освоением социальной памяти, личность не стоит на месте, она находится в постоянном обновлении и изменении. Роль социальной группы очень велика в развитии личности. Включенная в систему общественных отношений, личность на определенных этапах в своей деятельности реализует эти отношения, причем степень реализации может быть разной. Взаимовлияния личности на группу и группы на личность бывают различными, они обусловливаются многими факторами и здесь формируются социальные качества личности.
В литературе существует несколько подходов, занимающихся определением социально-психологических качеств личности. Нет однозначного решения по поводу перечня социально-психологических качеств и критериев их выделения, соотношения качеств (свойств) и способностей личности. В одном случае в перечень качеств попадают все индивидуальные психологические особенности личности, в другом случае к социально-психологическим качествам приписывают все, что изучено при помощи личностных тестов. Иногда выделяется особая группа качеств, определяя социально-психологические как «вторичные», а «базовыми», те которые исследует общая психология. Эти социально-психологические качества распределяются в четыре группы: а) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания), б) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния, в) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству), г) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.).
Внутренняя логика существования личности как субъекта общения, совместной деятельности раскрывается через те функции, которые эта личность реализует во взаимодействии с другими личностями (см. табл. 3).
Таблица 3