Вопрос № 1. Понятие и виды коррупции
Многие проблемы российского общества объясняются коррупцией. Коррупция это не только отдельный вид преступлений или правонарушений, это неэтичное поведение, которое вырастает в специфичный характер взаимоотношений между представителями власти и гражданами.
Опасность коррупции заключается, прежде всего, в утрате доверия населения к государственным службам, решениям должностных лиц и политике государства в целом.
Судить о распространенности коррупции в обществе по данным статистики довольно сложно, поскольку перечень коррупционных деяний не определен точно ни в ФЗ «О противодействии коррупции», ни в других нормативных правовых актах. Традиционной графой в статистических сборниках МВД являются преступления по статьям 285, 290, 291УК РФ.
Коррупционная преступность сотрудников правоохранительной системы в общем числе преступлений крайне мала, однако неэтичное поведение сотрудников становится резонансом в обществе. СМИ акцентируют внимание на подобных фактах, вследствие чего у граждан формируется негативное отношение к деятельности сотрудников правоохранительной системы. Особо пристальное внимание граждане обращают на факты коррупции обновленной полиции, поскольку одна из задач проводимого реформирования состоит в коренном пересмотре кадровой политики и чистке кадров от непорядочных сотрудников. Исходя из вышеизложенных аргументов, представляется важной задача проведения целенаправленной и постоянной работы по предупреждению коррупционного поведения сотрудников ОВД. Ключевая роль в этом направлении принадлежит сотрудникам кадровых служб и подразделений, руководителям различного уровня, преподавателям образовательных учреждений МВД России, которые в силу своих должностных обязанностей могут влиять на коллектив, проводить воспитательную и коррекционную работу с личным составом.
Коррупция как социальное явление присуща всем странам и государствам, независимо от их экономического развития, и различается лишь своими масштабами. Подменяя собой верховенство закона, она подрывает эффективность государственного управления. Нарушая принципы равенства и социальной справедливости, коррупция ведет к искажению условий конкуренции и затрудняет экономическое развитие. Порождаемые коррупцией проблемы угрожают стабильности, безопасности и моральным устоям общества. Для ее предупреждения и искоренения необходима продуманная государственная политика, проводимая при участии институтов гражданского общества.
Коррупция в органах внутренних дел несет в себе повышенную опасность, поскольку способствует укреплению организованной преступности, ее сращиванию с коррумпированными группами чиновников и
предпринимателей, проецирует принципы противоправного поведения, дестабилизирует нормальное функционирование всех органов власти. Для того, чтобы повысить эффективность борьбы с коррупцией необходимо исследовать данный феномен, который имеет не столько правую природу, но в большей мере социально обусловлен и зависим.
Слово «коррупция» происходит от латинского corruptio, что означает портить, развращать, подкупать, деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное получение материальных благ, услуг и т.п.
Считается, что коррупция в своей основе имеет две составляющие – биологическую и социальную. Суть первой в том, что большинство живых организмов пытаются максимально реализовать свои возможности для улучшения жизни. Второй – в том, что личные интересы человек ставит выше общественных. Тем самым нарушается важнейший принцип: общество должно заботиться о человеке, а человек – об обществе, так как жить вне общества человек не может. Поэтому можно говорить лишь о минимизации коррупции, как социального явления.
Под коррупцией часто понимают любое злоупотребление властными возможностями, включая и те, где не просматривается прямая корыстная заинтересованность конкретного должностного лица. Коррупция многообразна в своих проявлениях и должна рассматриваться как социальное явление, имеющее свои причинно-следственные связи.
Признаки коррупции были предложены восьмым Конгрессом ООН (Гавана, 1990 г.), это:
а) противозаконный характер использования своего служебного положения субъектом коррупционного правонарушения;
б) многоотраслевой характер коррупционных правонарушений (дисциплинарные, административные и уголовные правонарушения);
в) ограничение круга субъектов коррупционных преступлений государственными должностными лицами;
г) деление наиболее опасных проявлений коррупции на два вида:
– коррупционные хищения государственного или общественного имущества;
– злоупотребление государственными служащими своим служебным положением в целях незаконного получения каких-либо преимуществ при отсутствии признаков хищения.
В российском законодательстве коррупция определена как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Что касается видов коррупции, то следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция расширения видов преступлений и административных правонарушений, которые относят к коррупционным.
В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года, коррупционное правонарушение определяется как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. Исходя из этого, по степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются на четыре вида: