Психологическая астрология
Я напоминаю вам основную схему функционирования психики человека, которую мы рассматриваем. У человека есть внутренний мир и процессы, которые идут в нем самом по себе — их мы относим к ведомству стихии Воды. У него есть также развернутый к нему внешний мир и процессы, которые он ведет в этом внешнем мире, в него интенсивно вовлекаясь, то есть сосредотачивая на нем свое центральное внимание — эти его состояния мы относим к управлению стихии Земли. А кроме того, существуют две трансляции, соединяющие внешний и внутренний миры. Нисходящая трансляция из внутреннего мира во внешние мир это — ничто иное, как самовыражение, или, точнее, внешнее выражение человека, и ему соответствует в астрологии стихия Огня. Обратная, восходящая трансляция из внешнего мира во внутренний — это внутреннее восприятие человека, которое находится под управлением стихии Воздуха (рис. 4.1).
Сейчас мы займемся подробным рассмотрением каналов выражения и восприятия, то есть стихиями Огня и Воздуха в рамках психологической астрологии, а затем немного обсудим стихии Земли и Воды. Заметьте, что существует основной четырехтактный цикл психического бытия, где стихии активны именно в такой вот последовательности, в которой они рассматриваются в астрологии — Огонь, Земля, Воздух, Вода. Как он выглядит? Человек осуществляет свое внешнее выражение, затем он погружается во внешний мир, что-то там делает, потом он осмысливает для себя, что он сделал, а потом все это внутри себя переживает. Но это, так сказать, архетипическая схема. Реально она может идти и в противоположном направлении, и в принципе в жизни стихии могут меняться любым образом. Например: сначала я самовыразился (Огонь), а сразу потом принялся переживать (Вода). Но, тем не менее, вам как астрологам понятно, что у каждого человека есть своя определенная акцентуация стихий, то есть в каких-то ситуациях активизируются его планеты, стоящие в огненных знаках, и они побуждают его к выражению себя; планеты в земных знаках побуждают его к вовлеченной деятельности, когда в центре его внимания стоит внешняя реальность; стихия Воздуха делает человека наблюдателем, а стихия Воды — аналитиком или самосозерцателем, мечтателем, поэтом, онтологическим философом.
Стихия Огня
Огненная трансляция — это выражение человеком своего внутреннего состояния. Человек, который этим профессионально занимается — это актер. Я подчеркиваю, что внутренний потенциал, внутреннее состояние не подразумевает включения личности. То, что человек считает своим «я», может как-то окрашивать его внутреннее пространство, его внутренний мир, но окрашивает, во-первых, по-разному, а во-вторых, краска не тождественна окрашенному ей предмету.
Вот ребенок, который на своем дне рождения по просьбе родителей влезает на табурет и читает стихотворение. В этот момент у него активна стихия Огня: он выражает вовне определенный внутренний потенциал, который сформировался у него, когда он готовился к выступлению и это стихотворение учил — и сейчас он этот потенциал реализует. Но он совершенно не обязательно считает, что в этот момент происходит его наиболее яркое личностное выражение. Его акценты могут быть совсем другими. Для него, может быть, он является самим собой, когда он вечером после праздника лежит и вспоминает, как он проходил.
Итак, Огонь — это внешнее выражение внутреннего состояния или потенциала человека. Что характерно для человека в этом состоянии? Прежде всего, определенное внутреннее напряжение. У нас во внутреннем мире постоянно идут разные процессы, которые идут себе и идут, могут всю жизнь идти, ничего внешнего от человека не требуя. Но иногда бывает так, что человек внутри как будто переполняется, и у него возникает напряженное состояние, которое Лев Толстой охарактеризовал такими словами: «Не могу молчать!» И тогда человек чувствует желание снять это внутреннее напряжение, выразив его вовне. Это внутреннее напряжение может переживаться как положительное или как отрицательное. Например, это может быть избыточная, переполняющая вас любовь к кому-то, когда вы уже не в состоянии любить этого человека только внутри себя: она вас настолько переполняет, что вы чувствуете, что еще немного — и вы от нее взорветесь, и, чтобы снять это напряжение, вы начинаете бросать на него пламенные взоры, или кидаетесь ему на шею со словами любви, или мчитесь на кухню и готовите сливочный торт с курагой.
Однако для того, чтобы трансляция Огня прошла адекватно, помимо внутреннего напряжения необходимо еще определенное внешнее напряжение, то есть нужен определенный запрос внешнего мира на внешнее выражение человека. Например, ему должны задать вопрос, или о чем-то его попросить. Представьте себе театр перед началом представления. Публика собралась и ждет; прошло уже пять минут, но занавес все еще висит, и самая нетерпеливая часть собравшихся в зале начинает хлопать. Это не просто знак того, что актерам пора на сцену — это знак готовности зала к восприятию постановки или концерта.
Итак, признаки подготовки огненной трансляции — это внутреннее напряжение и внешняя потребность, или запрос. Но сразу обращаю ваше внимание на то, что есть огненный тип темперамента, тяготеющий к внутреннему миру человека, а есть огненный темперамент, тяготеющий к внешнему миру.
Когда человек занимается внешним выражением, он может быть в наибольшей степени заинтересован, сконцентрирован на своем внутреннем состоянии и на том, как он это состояние передает вовне. Вот, например, актер, который стоит в свете рампы; он не видит зала, хотя, конечно, как-то его чувствует. Он поглощен собой — точнее, он поглощен тем фрагментом своей психики, которая сейчас выходит наружу, и занят тем, что придает этому информационно-энергетическому кванту (внутреннему чувству, образу, переживанию) надлежащее оформление. Как именно его воспримут, какой будет реакция зала по окончанию спектакля — он об этом не думает. Он поглощен собой и своим выражением. Психологически похожая ситуация очень характерна для начинающего астролога. У него трудная задача — интерпретация малопонятного тайного шифра, чрезвычайно разнородного, сложного и трудного для понимания. Даже будучи подготовленным к консультации, он полностью уходит в чертеж гороскопа и с колоссальным трудом переводит его на человеческий язык. Язык у него обычно бывает наполовину жаргонный, то есть он употребляет названия знаков Зодиака, планет, домов — фактически он переводит язык карты в лучшем случае наполовину, и при этом он на своего клиента практически не смотрит. Более того, клиент его в общем-то и не интересует: он представляется самому себе этаким Жрецом Астрологической Науки, а клиент представляемся ему мелким существом, волей счастливого для него (клиента) случая допущенного к великой Мистерии Толкования.
В каком-то смысле полную противоположность этому представляет профессиональный психотерапевт. Он тоже по необходимости иногда занимается самовыражением, адресуя свои слова, действия, жесты и взгляды своему клиенту; однако он заинтересован не столько в том, чтобы, подобно актеру, ярко проявить тот потенциал, который есть в нем самом, сколько в непосредственном конкретном воздействии на своего клиента. Надо сказать, что сама по себе чисто астрологическая ситуация (идущая под девизом: «А теперь, господин астролог, расскажите обо мне все») и психотерапевтическая ситуация кардинально различаются. Ожидания астрологического клиента вполне могут быть театрализованными: он приходит на консультацию с внутренней установкой на мини-представление, которое ему должен исполнить астролог в роли Верховного Жреца Кармы. Если к консультанту приходит психологический клиент, то тут ситуация во многом противоположная. Здесь нередко моноспектакль устраивает сам клиент, и если терапевт использует как инструмент астрологическую карту, то его внешнее выражение как астролога должно быть в первую очередь ориентировано на клиента, на его потребности и реакции, и консультант должен постоянно следить, насколько его действия (в частности, астрологические интерпретации) соответствуют запросу клиента, и здесь ситуация, когда консультант дает правильную (с его точки зрения), но неактуальную для клиента информацию, недопустима.
Давайте теперь поговорим чуть-чуть об актерском мастерстве. У каждого актера должна быть определенная личная выразительность: особенные черты его внешности, тембр голоса, особенности пластики движений, которые неизменно переходят из одной его роли в другую, никак не меняясь. Но, кроме этого, у него еще есть спектр ролей, которые он играет. И каждую свою роль он внутри себя каким-то образом готовит, он проживает ее внутри себя, когда готовится к съемке или к спектаклю, и в результате этой подготовки он одевается в энергетический костюм, соответствующий этой роли; над ним возникает как бы энергетический купол, а в его внутреннем пространстве оформляется Роль, занимающая там изрядное место. Однако к концу спектакля, к тому моменту, как актер ее отыграл, это место оказывается пустым, и это — результат огненной трансляции. Сказанное не обязательно относится к целой роли: в обычной жизни любого человека каждая его реплика, адресованная внешнему миру — это реализация какой-то части внутреннего потенциала. И когда внутренний потенциал подготовлен, стихия Огня занимается тем, что транслирует его во внешний мир.
Обратите внимание: все проблемы человека, связанные с пораженными планетами в огненных знаках, не связаны напрямую с его неправильным поведением во внутреннем или внешнем мирах самих по себе: это проблема, возникающая именно в самый момент внешнего выражения. У него может быть что выразить, и в этом его выражении может остро нуждаться окружающий мир — но, тем не менее, почему-то он не способен себя выразить, или делает это совершенно неадекватно. Эта проблема — отдельная тема для проработки, нисколько не менее важная, чем тема непосредственного, вовлеченного поведения человека во внешнем мире. Материалисты, практики, прагматики, которые говорят, что главное — это непосредственное внешнее действие, очень сильно заблуждаются. Чаще всего мы воспринимаем человека, с которым мы взаимодействуем, на 90% как личность и лишь на 10% как делового или, например, любовного партнера. Так устроено наше подсознание; конечно, эта цифра условна, но нет сомнения в том, что в любых межличностных взаимодействиях подсознательно для нас существенно важнее, что человек собой представляет как личность и как эта личность к нам развернута, чем его (ее) конкретные действия. Хотя, конечно, в нашем сознании может быть представлено и противоположное мнение. Но если вы человека подсознательно не принимаете, например, потому, что у него тембр голоса не тот или он имеет мерзкую привычку перебивать вас в тот самый момент, когда вы хотите сказать что-то важное (а у него, бедненького, пораженная Венера стоит во Льве), то ничего хорошего у вас с этим человеком не получится. Если вы, например, затеете с ним совместное мероприятие, то ваше подсознание специально это мероприятие провалит — только для того, чтобы показать вам, что с этим человеком оно дела иметь не хочет. Такого рода эффекты в жизни наблюдаются довольно часто.
Что же у нас относится к теме актерского мастерства? Взгляд, жест, интонация, определенным образом окрашенная речь. Я заметил, что комики часто говорят так, что у них обязательно слышен (пусть небольшой) дефект речи или акцент. Что это такое? Это не только индивидуальная особенность, это еще и определенное выразительное средство.
Человек с сильной стихией Огня иногда совершенно необходим. Он вносит в жизнь свою личную энергию, и он в той же самой степени он утомителен. Вы никогда не слышали от окружающих и близких такую фразу: «Доколе я буду терпеть твою личность?» Нет? Значит, стихия Огня в вашей жизни представлена слабо. Но, имея в огненных знаках несколько сильных планет, вам обязательно нужно научиться чувствовать баланс своего внешнего выражения с потребностью в нем внешнего мира. Если вы слишком долго пребываете во внутреннем мире, вам это простят, скажут: молчаливый человек. Но если вы слишком много времени занимаетесь не нужным внешнему миру самовыражением, да еще на хорошей энергетике — этого вам не простят никогда, и внешний мир начнет против вас очень энергично обороняться — даже если внешне ваше поведение выглядит так, что вы кормите его внимание, его развлекаете и желаете ему добра.
Типичные ситуации Огня: актер выходит на сцену; начальник предлагает подчиненным продуманный им план действий. Заметьте: бывают начальники, которые основной акцент ставят на внутренней проработке, осмысленности, разумности своего плана, и их не очень волнует то, как их подчиненные его воспримут. А есть начальники, которые, наоборот, больше всего заботятся о том, чтобы их подчиненные хорошо восприняли то, что они говорят. К числу последних относятся начальники, воспринимаемые как обаятельные, тактичные, гладкие; таковы многие популярные в широких массах политические деятели высокого уровня. У них проработана стихия Огня в нижней части соответствующего канала, то есть их личностные трансляции очень хорошо вписываются во внешний мир. Для них гораздо меньшее значение имеет, какой именно внутренний потенциал они транслируют вовне — они уверены, что если его правильно приправить соответствующим соусом, то внешний мир проглотит их на «ура», не обратив внимание на существо предложенного ему блюда.
Следующая ситуация Огня: ребенок предъявляет себя своим родителям или просит их о чем-то для себя важном. Вот он в магазине говорит вам: «Купи!» И если вам еще непонятно, что такое стихия Огня, вы просто на него в этот момент посмотрите. Вы это поймете.
Огонь — это работа, что называется, на публику. Человек предъявляет себя. Например, он появляется в новом для себя месте, где он хочет завоевать авторитет, и он начинает себя демонстрировать. Встреча и прощание — тоже моменты, в которых по самим социальным ритуалам подразумевается индивидуальная окраска. В эти моменты человек как-то приосанивается, прихорашивается (или, наоборот, делает мрачное выражение лица) и как-то выражает свое внутреннее состояние.
Еще одна выразительная ситуация Огня — это ухаживание. Есть, конечно люди, которые ухаживают в стиле стихии Воды или Земли, то есть распространяют вокруг себя некую гипнотическую ауру или, наоборот, заваливают объект ухаживания чисто материальными подношениями. Но так или иначе, внешнее выражение внутреннего состояния в этот момент обязательно происходит.
Один из самых больших комплиментов, который может сказать психотерапевту его клиент, на нашем языке звучит так: «Вы освобождаете мою стихию Огня». На своем языке клиент может выразить эту мысль так: «Мне с вами хорошо, я с вами чувствую себя свободно. Я могу выражать себя так, как мне это нравится». Почему это важно? Дело в том, что люди притесняют друг друга в основном не по стихии Земли, то есть не по действиям во внешнем мире как таковым, а, в первую очередь, в моменты попыток выражения внутреннего содержания, и это нужно очень хорошо понимать. Наше слабое место — именно этот переход. Прямо влезть во внутренний мир другого человека сложно, прямо влезть в его внешний мир тоже не очень просто — он обычно достаточно устойчив. А вот перебить, «срезать» человека в тот момент, когда он старается что-то внутреннее выразить, с большим трудом подбирает слова — вот это мы все умеем очень хорошо. И люди, которые этого не делают, люди, которые не перебивают, ценятся окружающими очень высоко. Я думаю, что это навык, с которого начинается профессиональный психотерапевт. Вот профессиональный астролог может себе позволить перебивать клиента. Если вы идете к нему как к жрецу, как к глашатаю воли Божьей, то бессмысленно пытаться ему возражать: он вас тут же перебьет и скажет: «Цыц! Ничего ты не знаешь ни о себе, ни о своей судьбе, какая она на самом деле. А я — знаю, а потому сиди и слушай и не возражай». Этот подход, может быть, с психологической точки зрения и некорректен, но, учитывая наше (по крайней мере, русское) отношение к астрологии, он может быть вполне адекватен, и своя клиентура у такого «кармического» астролога вполне может быть. Но если астролог претендует на психологическую помощь клиенту, то он должен помнить, что перебивать его можно только в исключительных случаях и с совершенно определенным психотерапевтическим намерением, а не в тот момент, когда ваше личное самовыражение начинает возражать против его самовыражения.
Каковы же цели огненной трансляции? Адекватное внешнее выражение не только ведет к снятию внутреннего напряжения — оно приносит человеку большое внутреннее удовлетворение. Вторая цель — это то, к чему люди, воспитанные в идее скромности, очень не склонны: это предъявление своей индивидуальности внешнему миру, личное воздействие на него. Что это значит? Иногда внешнему миру нужно, чтобы человек в ситуации, где он находится, лично вмешался и сказал свое веское слово, или поднял свою руку на принципиальную высоту и шлепнул собственного ребенка по попке, причем сделал это с отчетливой личной окраской. Мы, будучи воспитаны в идее ложной скромности, обычно ссылаемся на объективную необходимость, то есть на логику внешнего мира; говоря на астрологическом языке, мы утверждаем, что находимся в стихии Земли и она дает нам этическое право на действие, поскольку таковы законы жизни. Однако сильная стихия Огня, планеты и дома стихии Огня дают человеку и право, и необходимость индивидуального вмешательства во внешний мир, привнесения в него своих внутренних мотивов, наработок, стремлений, желаний, предпочтений и т. д., в соответствии с характером огненных планет и их аспектов. И именно за этим люди к человеку Огня и приходят, именно этого от него ждут. Жизнь и судьба не ждут от него, чтобы он скрывался за формой и законами внешнего мира и процессами, которые в нем идут. Нет: он должен лично, сознательно и целенаправленно вмешиваться в судьбу мира, и он так или иначе все равно будет это делать — другой вопрос, насколько осознанно и культурно.
Главная цель огненной трансляции — это внешнее выражение внутреннего потенциала и его адекватное приложение к внешнему миру. При этом у человека как бы материализуются его внутренние стремления, желания, личностные особенности. Христианская этика, которая направлена на уход человека из мира и отвлечение сознания от органов чувств, на уход человека полностью во внутренний мир, хороша для людей с сильной стихией Воды. Если же у человека в карте сильна стихия Огня, то для него обязательно внешнее выражение, никуда он от него не денется. Так или иначе, он будет проявляться. У меня был друг, Лев по Солнцу, причем яркий представитель своего знака. Он мне как-то рассказал типичный эпизод из своей жизни. Он тогда учился в университете. На занятии по военному делу он навытяжку стоял в шеренге, вдоль которой шел майор и проверял внешний вид будущих бойцов радиолокационной службы. К каждому студенту у него были свои претензии (типа: неровно повязан галстук и т. п.), а около моего друга майор остановился и, подумав, сказал так: «А вы не могли бы стоять не так выразительно?» Так вот, если у вас включилась стихия Огня, вы от своей выразительности никуда не денетесь. Вы, конечно, можете пытаться морочить самому себе и другим голову, пытаясь представить дело так, что вы — никто, и звать вас — никак, но это будет у вас плохо получаться. Для человека, у которого активна стихия Огня, мир (партнер, коллектив) видится как арена для материализации внутренних энергий, и никуда от этого он не денется. Говорить ему, что это неэтично, некрасиво, неправильно — все равно, что говорить ветряной мельнице, что она неправильно машет своими крыльями.
Проработка стихии Огня.А теперь поговорим немного об уровнях проработки стихии Огня.
Уровень первый — низший: спонтанно-шаблонный. На этом уровне человек регулирует свое внешнее выражение лишь подсознательно: сознательно он не регулирует его никак. Вот нашло на него что-то изнутри, вот его, что называется, прорвало, он что-то такое ляпнул — и пошел дальше. Ему не приходит в голову, что можно внутри себя как-то подготовить внешнее выражение, что можно найти адекватные выразительные средства, что можно также подождать, пока твое самовыражение будет желанно или хотя бы уместно во внешнем мире. Адекватные выразительные средства — это тоже очень серьезно, это стиль, которым человек пользуется при внешнем выражении. Пользуется ли он устной речью или письменной, жестами, взглядами — это отдельная и очень важная тема. Однако на первом уровне у человека речи о подборе выразительных средств нет; здесь лозунг такой: полюбите нас черненькими — беленькими нас всякий полюбит; какой я есть — такой и есть; как я выражаюсь, так уж и выражаюсь. Этот человек потенциально опасен, особенно для своих близких, и это тоже нужно очень хорошо понимать. Если у человека есть проблемы, связанные с низким уровнем проработки стихии Огня, это ничем скомпенсировать нельзя. Он обязательно испортит все, за что ни возьмется. И чем выше энергетика, чем серьезнее программа, за которую человек берется, тем важнее то внутреннее содержание, которое он так или иначе предъявляет внешнему миру. Человек сам для себя может считать, что главное — это то, что он внутри себя делает, или то, что он делает во внешнем мире, но для окружающих всегда принципиально важен момент его самовыражения, и если оно идет неадекватно, то испортит любое его начинание.
Второй уровень проработки стихии Огня характеризуется тем, что человек частично регулирует свои внешние проявления — в основном, методом прямого запрета. Например, он делает невозможной для себя физическую (кулачную) расправу с теми людьми, которые его раздражают. Потом он как-то начинает регулировать свои словесные проявления, гораздо позже — интонации. На этом уровне у человека возникают жесткие шаблоны внешнего выражения, он чувствует себя очень скованно, обзаводится комплексами неполноценности и комплексами неумения, которые обычно активизируются в (субъективно) опасных для него ситуациях. Тогда человек начинает лебезить или льстить, у него появляются скромные интонации, тихий голос, глаза долу, но это все моментально пропадает, как только ситуация перестает быть для него потенциально опасной. Кстати говоря, обратите внимание на то, что людей, которые регулируют свое внешнее выражение в безопасных для себя ситуациях, очень мало. Это уже не второй, а чаще четвертый уровень проработки Огня, когда набор средств внешнего выражения гораздо шире.
Третий уровень проработки стихии Огня. Здесь человек учится частично регулировать свои низшие внутренние состояния — в ситуациях, предшествующих внешнему выражению. Он понимает, что если он находится в отрицательном состоянии сознания, например, им владеют негативные эмоции: злоба, ненависть, сильный страх — то это свое состояние он так или иначе, даже если воспользуется очень жестким шаблоном самовыражения (скажем, будет цедить сквозь зубы или сидеть с каменным лицом), передаст вовне. И поэтому в таких случаях он говорит себе жестко: нет! — и блокирует самовыражение. Предположим, он испытывает ярость — но, обуздав попытку немедленного внешнего ее выражения, медленно считает до десяти. И действительно, внутреннее напряжение у него спадает, и лишь после этого он уже как-то себя выражает.
На этом уровне у человека возникают идеи работы над формой своего самовыражения. Он осознает, что над ним можно, а порой и необходимо работать. Он перестает смотреть на актеров как на некоторое особое и в принципе искусственное явление жизни, и не воспринимает их больше как интересный, но явно чужеродный ему биологический вид. Он начинает думать, что ему тоже было бы полезно освоить некоторые навыки самовыражения. Он замечает, что один его знакомый умеет обаятельно улыбаться, другой разговаривает замечательным бархатистым голосом, а у третьего — какие-то исключительно проникновенные жесты. И он начинает это все каким-то образом осваивать и пытаться применять сам.
На четвертом уровне проработки стихии Огня человек понимает, что такое внутренняя и внешняя адекватность самовыражения. Он осознает, что его внешнее выражение должно быть адекватно тому внутреннему потенциалу, внутреннему напряжению, которое образовалось у него во внутреннем мире, — а кроме того, оно должно быть адекватно запросу внешнего мира. И это понимание дает человеку возможность проработать свое самовыражение до такой степени, что окружающие в этот момент смотрят на него — и любуются, восхищаются и вдохновляются. Красиво человек себя проявляет. Внешне кажется, что у него нет напряжения ни в отношении формирования внутреннего содержания, предназначенного для выражения, ни в отношении встраивания своего самовыражения в окружающую среду. Здесь идет работа над формами самовыражения уже на профессиональном уровне, и человек зачастую характеризует это свое состояние, говоря «не я, но мною»: он чувствует, что оказался в некотором потоке и через него идет определенная сила. Это ощущение, которое свойственно любому хорошему актеру.
Стихия Воздуха
Следующая наша тема — это стихия Воздуха, то есть канал восприятия. К этой стихии можно отнести ключевые слова наблюдение и изучение, а также рассмотрение, постижение, познавание, любопытство, интерес. Сразу замечу: человек может смотреть и слушать и производить впечатление, что он воспринимает — но это еще не означает автоматически, что у него активна стихия Воздуха, то есть включен канал связи с внутренним миром. Мы помним, что внутренний мир состоит из Автономного и Обусловленного миров, и результатом работы канала восприятия будет размещение образа внешнего объекта или ситуации либо в качестве фрагмента Автономного мира, либо как части Обусловленного мира, то есть либо он сможет в дальнейшем с ним свободно играть, либо использовать в подготовке к внешним взаимодействиям. Включение стихии Воздуха — это всегда определенное напряжение человека, и приблизительно ему соответствует понятие запоминания. Так или иначе все, что проходит через канал восприятия, должно остаться у человека в памяти (может быть, полусознательной), а не пропущено из одного уха в другое и начисто забыто.
Цели восприятия. Человек может воспринимать как бы для себя, с целью пережить воспринятое и этим ограничиться. Он может воспринимать с целью потом как-то внешне отреагировать. Он может воспринимать ради самого внешнего мира, чтобы снять с него некоторую нагрузку. Этим занимаются все люди, сочувствующие миру, выслушивающие жалобы своих знакомых или с болью в сердце смотрящие программы новостей. Они воспринимают не для того, чтобы переживать это внутри, а для того, чтобы снять напряжение с другого человека или ситуации. Особенно ярко это проявляется в терапевтическом по сути межличностном общении, когда вы глубоко воспринимаете другого человека, и от одного факта, что вы его внимательно слушаете и внутренне его принимаете, ему становится легче.
Активность стихии Воздуха — это такое состояние человека, как будто внешний мир акцентирует ему какое-то свое место и говорит: «А вот это — для тебя». Мир в этот момент словно что-то хочет человеку сказать, показать, особенное лично ему продемонстрировать — с тем, чтобы человек это воспринял вовнутрь себя, и неважно, что он будет потом с этим делать.
При смене стихий в сознании человека всегда происходит символический переход, или перекодировка. Есть символизм, которые человек использует, воспринимая внешний мир, но будучи при этом в него вовлечен (например, слова, которые он произносит, увлекшись внешним процессом) — это символизм Земли. С другой стороны, есть символизм, которые человек использует во внутреннем мире (например, слова, которыми он разговаривает сам с собой) — это символизм Воды. А когда идет трансляция Воздуха, то она использует не земной и не водный символизмы, а третий, свой специальный воздушный символизм. (И замечу в скобках, что при перекодировках (переводах) с земного на воздушный и с воздушного на водный языки информация (и энергия) сильно видоизменяются, модифицируются, и этими психическими механизмами науке о человеке еще предстоит много заниматься, поскольку в настоящее время они практически не изучены — хотя понятно, что имеют первостепенную важность).
Стихия Воздуха включается тогда, когда мы чувствуем, что внешний мир дает нам пищу, которая может быть использована для внутренних переживаний, для внутреннего усвоения (пусть даже оно будет самым коротким). Человек с сильной стихией Воздуха жадно смотрит по сторонам: ему нужны внешние впечатления, ему интересны внешние обстоятельства, которые он будет потом как-то внутри себя переживать, но сам акт восприятия для него может быть гораздо важнее будущей внутренней переработки. Но почему это для него так, он вам, конечно, не ответит.
Ситуация Воздуха. Для активной стихии Воздуха характерна заинтересованность человека во внешних событиях или обстоятельствах. Если вы хотите быть адекватны в общении, вы должны, глядя на человека, четко отслеживать, в каком из четырех состояний сознания он находится: во внутреннем мире, в состоянии внешнего выражения, вовлеченным во внешний мир или внутренне воспринимающим внешний мир. Это совершенно разные модальности поведения. Включая стихию Воздуха, человек устремляет на вас определенные органы чувств — те, которыми он собирается вас воспринимать. Если он воспринимает вас (или внешнюю ситуацию в целом) через зрение, он вытянет голову вперед, чтобы приблизить к вам свои глаза, и раскроет их пошире в буквальном смысле слова, иногда заодно раскроет и рот. Если он воспринимает вас на слух, то направит одно из ушей в вашу сторону, отвернувшись несколько в сторону — что в его случае означает предельно собранное внимание! Мне встречались люди с выраженным аудиальным (слуховым) восприятием, и у меня возникало ощущение, что, поворачивая ко мне свое ухо, этот человек вдвое увеличивал его в размерах (видимо, эфирно оно так и происходило).
Если человек настроен на кинестетическое (телесное) восприятие, то он возьмет вас за руку или как-то обхватит себя руками, и его телесную акцентуацию вы тоже достаточно четко почувствуете — если имеете в виду, что такая тоже встречается. О способах восприятии через органы чувств мы еще поговорим на следующей лекции.
А теперь давайте поговорим о любви. Может ли она проявляться под покровительством Воздуха? Да, конечно: это весьма распространенный тип чувства, когда человек способен часами (а иногда годами и десятилетиями), не уставая и не теряя интереса, просто воспринимать любимое существо: смотреть на него, слушать, что оно говорит, слегка трогать его — и этим ограничиваться. Если ваш муж любит вас в таком стиле, через некоторое время вам начнет казаться, что он попросту вами питается. Он как-то вас съедает — а потом внутри переваривает. Не очень, конечно, приятно. Но с другой стороны, отсутствие пристального внимания выглядит как совершенное равнодушие — а это тоже нехорошо.
Типичная воздушная роль — Молчаливый Свидетель. Внутри каждого человека есть такой Свидетель, который старается воспринять, услышать, увидеть, потрогать, обнюхать — словом, собрать информацию, но не с тем, чтобы сразу отреагировать, а для того, чтобы вы могли пережить ее внутри себя. Каким именно будет это ваше переживание, для Свидетеля почти безразлично, и уж во всяком случае переживать будет не он — он собирает впечатления для внутренних, а не для внешних целей, и это совершенно очевидно. Он не стремится сразу отреагировать, и вообще не стремится реагировать.
Для активной стихии Воздуха характерна особая этика, ориентированная вовнутрь. Для человека в состоянии восприятия хорошо, ценно, важно то, что интересно для него внутри. Для людей моего поколения (с Нептуном в Весах и, тем более, в Деве), воспитанных в коллективистской культуре и этике, воздушная этика, направленная на индивидуальное восприятие, кажется сугубо эгоистичной и вредной. Понятно еще, что если человек внутри себя что-то переживает, то это может оказаться полезным людям, если оно потом будет выражено вовне — например, в виде бодрой песни или гигантского проекта, скажем, разворота сибирских рек на юг. Но если человек настроен только на восприятие, то, кажется, какой может быть прок от него людям? А на самом деле, как вы уже понимаете, это одна из четырех частей единого процесса функционирования психики, и без нее ничего не сделаешь.
Инструменты стихии Воздуха — это в первую очередь органы чувств и их усилители, например, бинокль или фонендоскоп. Органы чувств бывают разные; наша традиция насчитывает пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Но, кроме того, есть еще шестое чувств, которое называется прямое знание или яснознание, и каждый человек им в какой-то степени наделен. В каком виде? Пример: вы смотрите на своего знакомого, и к вам приходит прямая информация о том, что он сейчас страшно расстроен. По каким каналам вы сняли, считали с него эту информацию, вы часто сказать не можете. И в лице у него вроде ничего особенного нет, и в голосе тоже. Но, тем не менее, знание о его состоянии приходит к вам сразу и с полной уверенностью. И важно понимать, что во взаимодействии друг с другом люди в очень большой степени ориентируются на это свое, как иногда говорят, шестое чувство, то есть на яснознание. Поэтому мы его из рассмотрения исключать не можем. Кто-то ему доверяет больше, кто-то ему доверяет меньше, но людей, которые бы на него вообще не ориентировались, просто не существует. Обычно люди не отдают себе отчета, через какие каналы поступает информация из внешнего мира. Но внимательный наблюдатель отслеживает это довольно четко. И для психологии, как показывают исследования последних лет, это далеко не последняя вещь. Дело в том, что Обусловленный мир и даже Автономный мир совершенно по-разному организуются в зависимости от того, по каким каналам приходит к ним сенсорная информация (то есть информация от органов чувств). Можно даже сказать, что у человека есть особый Визуальный внутренний мир, основанный на его зрительных впечатлениях от внешнего мира; кроме того, у него есть Аудиальный внутренний мир, основанный на результатах работы его ушей, и Кинестетический внутренний мир, основанный на сигналах его кожи, мышц и сухожилий. И эти части, или аспекты внутреннего мира друг с другом часто не очень сочетаются, что для изучения неврозов и вообще психологических проблем является очень важным обстоятельством. Другими словами, наше подсознание замечает то, через какие внешние каналы к нам приходит информация, и я на это обращаю ваше внимание.
Однако в восприятии, кроме органов чувств, участвуют еще и шаблоны восприятия и механизмы интерпретации — например, механизм понимания разговорного языка. Что такое шаблоны восприятия? Мы не можем мыслить мир просто как набор раздражителей, допустим, цветовых пятен. Мы обязательно оформляем информацию, полученную от органов чувств, в определенные образы. Эти образы в большой степени даются нам воспитанием. Невнимательно глядя на стул, на дом, на дерево, мы воспринимаем их в первую очередь абстрактно — так сказать, левополушарным образом. Это означает, что полученную от них чувственную информацию мы в своем подсознании заменяем их абстрактными культурными символами — а иначе мы бы просто захлебнулись в том потоке сенсорной информации, которая к нам идет. И преодолением этого момента, то есть включением прямого сенсорного восприятия, не опосредованного абстрактными схемами и готовыми заранее образами, нередко занимаются психотерапевты на своих сессиях с клиентами. Как, увидев утром своего близкого родственника, человека, которого вы видите каждый день, посмотреть на него так, словно вы его видите в первый раз в жизни, и рассмотреть его подробно свежими глазами? Это непросто, но возможно. Проблема расширения и освежения каналов восприятия, замена привычных символов прямым чувственным восприятием — это проблема стихии Воздуха.
Какие еще проблемы характерны для стихии Воздуха? Человек говорит: «Мне ничего не интересно. Я в жизни не вижу и не слышу ничего нового. Мне ничего не показывают. Ничего значимого не происходит. Я живу пустой, чужой жизнью». Это — жалобы, характерные для плохой работы стихии Воздуха.
Проработка стихии Воздуха.Теперь мы рассмотрим уровни проработки стихии Воздуха.
Для первого уровня проработки стихии Воздуха характерно узкое, шаблонное восприятие, форматы которого практически не зависят от того, что реально происходит. Этот человек не способен видеть ничего, кроме узкого набора однозначно определенных символов, к которым у него есть определенное отношение, и все, остающееся за пределами этих символов, он просто-напросто игнорирует. Для него характерны априорная заданность и предсказуемость восприятия, а также большая ограниченность спектра последующих внутренних реакций. Еще для него характерна некритичность восприятия: человек считает, что как он воспринял и что воспринял — ровно так оно и было. Он не видит, не ощущает ни фильтров своего восприятия, ни искажений, которые возникают при этом восприятии. Например, если он чувствует себя оскорбленным, он уверен в том, что его намеренно оскорбляли.
Второй уровень проработки стихии Воздуха. Здесь возникает частичный сознательный или волевой контроль за восприятием: человек понимает, что если он не будет направлять свое внимание осмысленным образом, то многого не увидит. Направление его внимания становится в какой-то степени подвластным его воле. Кроме того, он ощущает неадекватность своего восприятия и осознает тот факт, что в разных состояниях своего сознания он может воспринимать разные аспекты реальности и разные ее содержания. Но, хотя он это осознает, он почти не умеет на это влиять.
На третьем уровне происходит осознание человеком множественности способов восприятия: человек понимает, что и он сам, и другие люди могут воспринимать одно и то же событие или объект качественно по-разному. На первых двух уровнях проработки такое понимание — невозможная вещь, поскольку здесь принцип субъективности становится выше принципа объективности. В частности, современная наука до третьего уровня еще не дошла: она считает, что мир объективен, и изучает его как таковой. Однако на психологическом уровне многие люди достигают третьего уровня проработки Воздуха, когда человек осознает и как-то даже ощущает искажения при каждом виде своего восприятия. И, кроме того, он начинает ощущать влияние на результат своего восприятия своих априорных установок — еще не символических систем, которыми он пользуется при восприятии, но уже хотя бы своих априорных установок. Например, он понимает, что если он на другого человека посмотрит как на злодея, то и считает с него в первую очередь негативные черты, а позитивные не заметит или проинтерпретирует как отрицательные. Кроме того, на этом уровне он начинает различать свои сенсорные системы и фиксирует для себя некоторые готовые символы, которыми склонен злоупотреблять при восприятии (то есть собственная внутренняя привычка «наклеивать ярлыки» начинает его смущать). Например, он начинает понимать, что если он смотрит на другого человека как на марионетку, как на нечто, исполняющее определенную функцию, определенную роль, то его восприятие заведомо неадекватно, и пытается с этим как-то работать — в частности, делает сознательные усилия по расширению своего восприятия. С целью расширения своего цветового восприятия он может взять в руки акварельные краски и попытаться ими передать тот мир, который он видит, потому что он понимает, что если он просто смотрит на мир, то очень многое упускает. Или, например, с целью научиться лучше слушать музыку, он берет уроки игры на гитаре — и это действительно качественно меняет его музыкальное восприятие. Специалисты говорят, что люди, которые хотя бы немного умеют играть на музыкальных инструментах, слушают музыку совершенно по-другому, чем те, которые совсем этого не умеют.
А что происходит на четвертом уровне проработки стихии Воздуха — подумайте сами; наше время сегодня подходит к концу, и я перехожу к следующей очень важной теме.
Психология стихий.И в заключение я еще немного расскажу об астрологической интерпретации четырех стихий, то есть четырех основных состояний сознания человека, или четырех модальностей его поведения. Психологически культурный человек тем и отличается, что отслеживает динамику четырех стихий — как в своем поведении, так и в поведении окружающих людей — и действует с учетом этого. И тогда многие манеры (на первый взгляд, совершенно непереносимые) других людей становятся ему понятными, он учится к ним адаптироваться, и мир и психика интегрируются гораздо легче.
Венера в стихиях.Поговорим о любви; с астрологической точки зрения, я собираюсь дать вам интерпретацию Венеры в четыре стихиях.
Есть люди, которым естественно любить под стихией Воды. Что это значит? Для такого человека любовь — это дивное внутреннее состояние, когда ему хорошо в его внутреннем мире. И он ходит сам в себе счастливый, так как у него во внутреннем мире разливается благодать. Она может распространяться на Автономный мир, она может распространяться также и на Обусловленный мир, то есть он может лучше, благосклоннее и мягче внутри себя относиться к внешнему миру и своей роли в нем. Но что достанется при этом объекту любви? Вообще говоря, почти ничего. Спасает здесь что? Спасают аспекты Венеры: благодаря им у человека возникает связь Венеры с другими стихиями, в результате чего благодать из его внутреннего мира попадает во внешний — но косвенно, не прямо.
Наоборот, человек, который любит с акцентом на стихии Огня, будет склонен свою любовь очень интенсивно выражать, и в это время он сам будет очень красив. Или он будет читать красивые стихи, или он где-то в своем внутреннем мире будет раздобывать цветы, их материализовывать и презентовать объекту любви. Но все это будет очень искренне, возможно, очень лично и (на низком уровне проработки аспекта) с очень приблизительными представлениями о потребностях любимого существа.
Вот уж если Венера стоит в знаке Земли, то человек любит с акцентировкой на самом объекте любви, и у него любимое существо будет исследовано по квадратным сантиметрам. Или другой вариант: лучшим видом выражения любви для земной Венеры будет совместная деятельность: мы вместе берем по рюкзаку и лезем в гору, где друг друга на веревке вытаскиваем из пропасти: вот это — самый апофеоз земной любви.
Если же Венера стоит в знаке Воздуха, то у влюбленного будут все время открываться глаза на любимое существо, он будет его воспринимать, поглощать, впитывать — при этом не очень переживая воспринятое внутри и не очень стремясь выразить вовне свои чувства — разве что через аспекты Венеры к планетам в стихии Огня.
Я думаю, что провести Марс и Луну по этим четырем стихиям будет вам полезным домашним заданием — подумайте, в чем бы это могло выражаться, и проследите по конкретным гороскопам, насколько ваши интерпретации будут соответствовать действительности.
Лакуны.А я скажу несколько слов о лакунах, то есть о «пустых» стихиях гороскопа, в которых волей судьбы не оказалось планет. Если ни в одном из трех знаков Зодиака, составляющих данную стихию, нет планет, то эта стихия выражена в его жизни слабо. Как это проявится?
Как будет смотреться человек со слабой стихией Воды? Он будет выглядеть так, словно у него нет внутреннего мира, то есть как человек поверхностный, почти лишенный внутренней жизни; ему не будет хватать глубины переживаний. Ему будет трудно внутренне готовиться к какому-либо поступку, действию. Ему будет непонятно, что это значит. «Начинаем действовать — так начинаем, чего волынку-то разводить? Какая еще такая внутренняя проработка, внутренняя подготовка?» — он просто вас не поймет. То есть не то что совсем не поймет, но ему будет трудно заниматься своим внутренним миром самим по себе. Ему будет легче, если это занятие будет сочетаться с другим, более ему понятным — например, внешней деятельностью или самовыражением. Ему будет трудно посмотреть на объект изнутри с разных сторон, выработать свою внутреннюю позицию, свою автономную этику, действующую независимо от других людей. Ему будет проще взять ее откуда-то — например, из внешнего мира, или вообще ее не вырабатывать, а погрузиться во внешний мир, и в рамках его этики и существовать.
Гороскоп со слабым Огнем. Его хозяин может смотреться как невыразительный, неловкий; ему легче переживать и работать, чем непосредственно проявлять себя. Он будет пытаться подменять Огонь другими стихиями, лучше представленными в его гороскопе: мы всегда стараемся слабые места подменить сильными. Вместо того, чтобы ясно и прямо сказать, что у него внутри, он будет пытаться дать это понять косвенно, например, своим внешним поведением. Он мыслит свои отношения с партнером примерно так: «Я много работаю на тебя, значит, ты должен понимать — я к тебе небезразличен. Я перестал работать на тебя или с тобой вместе — значит, ты должен понимать, что я таким образом выражаю тебе свой протест». И ему очень трудно принять тот факт, что его партнер с сильной стихией Огня понимает лишь прямой личный протест, а косвенные до него не доходят. Хозяину слабой стихии Огня трудно высказать свой индивидуальный взгляд. Он, как правило, будет ссылаться на какие-то внешние обстоятельства или на свои тяжелые внутренние проблемы; сказать же прямо: «А я считаю, что...», — и непосредственно взять и выразить то, что есть у него внутри, будет ему чрезвычайно сложно — и обычно не очень нужно. В отличие от Льва Толстого, он чаще всего может молчать. Он ведет себя так, словно постоянно уходит от персональной ответственности и личного вовлечения во внешний мир.
Слабая Земля. Ее хозяин — это, так сказать, бездельник по Марксу, то есть человек, который не производит материальных ценностей, или, во всяком случае, слабо вовлекается в процесс их производства (я имею в виду — психологически). Он не вовлечен во внешнюю жизнь как таковую. Если у него сильна стихия Огня, он будет иногда производить на окружающих впечатление демагога: он заваривает кашу во внешнем мире, а расхлебывать ее своими силами не хочет. Но это нормально для руководителя — например, для военачальника, который разрабатывает план боевой операции и вдохновляет солдат — а бой они ведут сами. При проработке такой человек с сильной стихией Огня и слабой стихией Земли может быть прекрасным руководителем, он не будет вовлекаться в частности, подменять своих подчиненных, вместо своего шофера кидаться за баранку. При сильной стихии Воды он будет стремиться проработать любую внешнюю ситуацию заранее. Он не стремится ни загипнотизировать внешнюю реальность, ни быть загипнотизированным ею, то есть его не особенно интересуют ни Предсказуемый мир, ни Поглощающий мир.
И наконец, слабая стихия Воздуха. Это человек, как говорится, невнимательный. О нем говорят: в одно ухо вошло — в другое вышло. Его впечатления поверхностны, и стимулы для их углубления бывают лишь косвенными (но это не значит, что ему не надо этим заниматься! Проработка слабых стихий не менее важна, чем проработка сильных). У окружающих может возникать впечатление, что мир для него — калейдоскоп поверхностных событий, которые он не пропускает вовнутрь себя. С этим человеком может быть очень трудно работать психотерапевту с техниками «огненного» типа, рассчитанными на сильное прямое воздействие. Слабый Воздух дает некоторую как бы отделенность человека от внешнего мира, когда тот пытается вторгнуться в его внутренний мир — особенно, если это вторжение не согласовано с человеком.
И теперь заметьте: легче всего (хотя это не значит, что эффективнее) работать с человеком в области его сильной стихии. Например, если у человека сильная Земля, то его легко вовлечь в какую-то внешнюю деятельность, и уже на ее материале удобно вести терапию. А если у него слабый воздух, то чисто словесные объяснения терапевта и его призывы типа: «Примите также к сведению», — могут остаться тщетными: клиент не примет, он останется к ним равнодушен. Вы понимаете, почему?
Для того чтобы вам было легче отличать активную стихию человека по его речи, я написал четыре маленьких рассказика. Я взял простой сюжет и попытался представить, как он будет выглядеть в изложении человека с сильной стихией Огня, Земли, Воздуха и Воды. Послушайте, что у меня получилось.
Стихия Огня
ПОБЕДА В ДЖУНГЛЯХ
(Подвиг атлета)
Красивое сильное тренированное тело никому еще в жизни не помешало. И я — лишнее тому подтверждение. Летом отправился я в путешествие по Амазонке. Иду по этим знаменитым джунглям, топчу мелкую живность своими ногами 45-го размера, рву голыми руками лианы, только бицепсы поигрывают. Вдруг чувствую — нога словно за что-то зацепилась. Думаю: «Лиана, сейчас как разорву!» Она поддается, но не отрывается. Непорядок какой-то. Оглянулся я — вижу змейка ползет, но не гадючка, а чуть потолще — с талию мою в обхвате. Слышал, соображаю: удав это, и длинный такой — в самый раз мой тройной прыжок с разбега. Ну, стукнул я его кулаком, а он с ноги не слезает, вокруг живота обвился и петли свои сжимает. Тут уж я рассердился, набрал в легкие воздуха, надул как следует живот. Тут ему и конец пришел — порвался весь, как струна перетянутая. А я себе дальше пошел.
Что здесь бросается в глаза? Рассказчик на первый план ставит внутренний образ: «я как могучий атлет» — и этот образ проецирует на все возникающие ситуации.
Стихия Земли
ДРАКА С УДАВОМ
(Рассказ мальчишки)
Как я этим летом с удавом бился — это ух! Расскажу. Он как свою пасть на меня раскроет, а в ней зубищи — страсть! Ну я, конечно, в сторону, а он за мной, не прыгает конечно, а ползет, но быстро. Длинный, вижу, красивый, пестрый, а в середине туловища утолщение — там, видать, предыдущая жертва переваривается. Не понравилось мне это — я ему в пасть ветку суковатую ткнул. Он ею и подавился. Но не сразу. А сначала стукнул меня своим хвостом зеленым, твердым. Я в кусты и укатился. Дальше ничего не помню. А очнулся уже в нашем лагере у костра. Неделю потом синяки болели.
В этом рассказе бросается в глаза высокий уровень вовлеченности героя в действие. Заметно?
Стихия Воздуха
ВСТРЕЧА С УДАВОМ
(Рассказ натуралиста)
Путешествуя по диким джунглям Бразилии в бассейне реки Амазонки, встретился я однажды с удавом. Это был экземпляр средних размеров длиною около 6 м, толщиной порядка 80 см и весом около 200 кг, серо-зеленого цвета, малоподвижный и по-видимому сытый. Не обратив на меня особого внимания, он пополз в северо-восточном направлении к одной из болотистых проток, где, вероятно, собирался выкупаться по причине жары, характерной для этого сезона.
Здесь есть, что запомнить.
Стихия Воды
ЖИЗНЬ С УДАВАМИ
(Мемуары старого человека)
Тема удава и удавления вошла в мое сознание с раннего детства и сопровождала меня в разных вариациях всю мою жизнь. «Ну что ты смотришь на тарелку, как змея, и глотаешь пищу не жуя, как удав?» — вопрошала меня мать. «Ну что мне с тобой делать? Удавить своими руками и родить нового? — спрашивал меня отец, когда я приносил ему на подпись дневник с многочисленными двойками. — Позор семьи, да и только!»
Когда я впервые влюбился, я не сразу понял, на что похожи глаза моей любимой, когда она на меня смотрит. Это были глаза удава в зоопарке. Моя третья, и, кажется, последняя жена постоянно говорит мне, что я ее гипнотизирую, и что она скоро от меня удавится. Какая, интересно, мысль Провидения стоит за этим постоянным образом в моей жизни?
В этом рассказе основной акцент стоит на Автономном мире, внешние явления предстают в виде определенного символа, который человек как-то связывает и увязывает внутри себя, причем видно, что не с целью дальнейшего применения в жизни, а для внутренней игры.
Спасибо за внимание. До свидания.