Упражнения на развитие внимания
Упражнение на развитие способности к переключению внимания
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договорённости, реагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как было условлено, услышит слово, обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова — названия какого-либо растения.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10—15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; наполовину раскрашенные картинки.
В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано
.
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
По всем трем заданиям может быть оценена результативность число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники».
Если ребенок спрашивает, что делать дальше, — ответьте, что пусть
он делает так, как понял.
Упражнение на развитие объема внимания |
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка.
На верхнем рисунке в восьми квадратах .определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами.
Время показа одной карточки — 1—2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.
Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
«Найди пару»
На рисунке нарисованы носки.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ |
Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».
Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. |
Попросите назвать фигуры, которые ребенок знает, подскажите ему названия тех фигур, которые ему еще не известны.
В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс, трапеция).
«Дорисуй фигуры». Упражнение на развитие точности восприятия |
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, то есть они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.
Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра.
Расспросите ребенка о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?» и т. д. Через 1—2 дня ребенку последовательно покажите 4 картинки с изображением времен года и попросите назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.
Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы — юмористические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.
Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.
Упражнение на развитие пространственных представлений
Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.
Предложите ребенку выполнить несколько заданий:
А) Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
Б) На столе перед ребенком расположите игрушки следующим образом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и попросите ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»
В) Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»
Г) Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева — квадрат, выше круга — треугольник, ниже — прямоугольник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоугольником — маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
Д) Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40—50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
Е) Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.
Предложите ребенку решить задачу: «Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа — справа от мамы?»
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.
Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?»
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все те предметы, которые как бы «спрятаны».