Упражнения на развитие внимания

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, каран­даш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договорённости, реагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слу­шает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначаю­щее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите зада­ние снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каж­дый раз, когда, как было условлено, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова — названия какого-либо растения.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, бы­строту распределения и переключения внимания, а кроме того, рас­ширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить две пары карти­нок, содержащих по 10—15 различий; несколько неоконченных рисун­ков или рисунков с нелепым содержанием; наполовину раскрашен­ные картинки.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложен­ной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку последовательно показывают неокончен­ные картинки и просят назвать то, что не дорисовано

.


В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем трем заданиям может быть оценена результативность число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нари­совать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ре­бенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, за­штрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники».

Если ребенок спрашивает, что делать дальше, — ответьте, что пусть

он делает так, как понял.

Упражнение на развитие объема внимания

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка.

На верхнем рисунке в восьми квадратах .определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (ос­тальные семь квадратов закрываются) и постараться точно также рас­ставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ре­бенку рисунок с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами.

Время показа одной карточки — 1—2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

«Найди пару»

На рисунке нарисованы носки.




УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геомет­рических фигур.

Попросите назвать фигуры, которые ребенок знает, подскажи­те ему названия тех фигур, кото­рые ему еще не известны.

В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, кото­рые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехуголь­ник, треугольник, эллипс, трапе­ция).

«Дорисуй фигуры». Упражнение на развитие точности восприятия

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигу­ры, то есть они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одеж­де идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра.

Расспросите ребенка о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?» и т. д. Через 1—2 дня ребенку последовательно покажите 4 картинки с изображением времен года и попросите назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы — юмори­стические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.

Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка пред­ставлений о месяцах.

Упражнение на развитие пространственных представлений

Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Предложите ребенку выполнить несколько заданий:

А) Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

Б) На столе перед ребенком расположите игрушки следующим обра­зом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и попросите ответить на вопросы о располо­жении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

В) Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении пред­метов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верх­нем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

Г) Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева — квадрат, выше круга — треугольник, ниже — прямоуголь­ник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоуголь­ником — маленький кружок. Задание ребенок выполняет последо­вательно.

Д) Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40—50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Е) Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что на­ходится слева, справа, впереди, сзади от него.

Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.

Предложите ребенку решить задачу: «Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа — справа от мамы?»

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и най­ди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет пред­меты: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назо­вет таких предметов?»

Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предме­ты, и попросите назвать все те предметы, которые как бы «спрятаны».

Наши рекомендации