Концептуальная схема организации
Профконсультационного взаимодействия
Психолога и клиента
В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе:
1) диагностико-рекомендательная консультация, основанная
на предварительной профдиагностике клиента и последующей «вы
даче» ему рекомендации о «пригодности» или о «непригодности»
его к профессии. К сожалению, в большинстве случаев клиент
остается в пассивной позиции «обследуемого», а то и «испытуе
мого», т.е. говорить о диалоге и взаимодействии часто не прихо
дится;
2) «свободная беседа», когда важные вопросы самоопределе
ния обсуждаются в свободном стиле, когда можно перескакивать
с одной темы на другие близкие темы. Часто все это создает нек торый логический хаос, и поэтому бывает сложно не потерять гла ную логическую нить (а то и смысловую суть) разговора. Поскок клиент обычно не в состоянии отследить логику такого разгоь ра, то инициативу здесь приходится брать психологу-профкоч сультанту. Но тогда консультант становится инициатором бесе; а клиент неизбежно занимает позицию «ведомого», хотя са обычно соглашается на это с большим удовольствием (ведь «пришел получить квалифицированную помощь» и с радост наблюдает за «квалифицированными действиями консультант но это все-таки позиция «наблюдателя» или «слушателя», а субъекта самоопределения);
3) подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с ._. ентом. Реально достаточно сложно организовать такое взаимоде ствие и нередко для этого требуется провести специальную пс готовительную работу (у клиента еще должна быть сформироь„ потребность в диалоге, а также готовность участвовать в совмес ной работе с психологом).
Рассматривая организацию взаимодействия профконсульта* с клиентом, Н.Гисберс и И.Мур выделяют две основн] фазы и соответствующие им подфазы в професс* нальном консультировании (см.: Королева Т. В., 1994).
Фаза 1: предполагает определение цели и проблемы клим четкую формулировку его запроса и включает следующие под4
А — установление отношений взаимопонимания между nci логом и клиентом, включая определение ответственности того! другого;
Б — получение информации о клиенте (для лучшего понш ния клиента);
В — анализ информации о клиенте и соотнесение этой инс мации с целями и проблемами;
Г — выводы, вынесение консультационного диагноза.
Фаза 2. достижение целей консультации или решение проблв клиента, что предполагает две подфазы:
А — вмешательства психолога, выбранные на основе диагнс
Б — оценка использованных вмешательств.
Еще в 1970 г. Е.А.Климов выделил следующие ochobhl, действия (схему-алгоритм) проведения профконсультации (с* Климов Е.А., 1970):
1) рассмотреть медицинское состояние оптанта (если оно в
лом удовлетворительное, то выполнить действие 2, а если нет
действие 2а);
2) провести по специальной программе вводную лекцию
беседу;
2а) порекомендовать медицинскую профконсультацию;
3) выявить у оптанта профессиональные мотивы;
4) выявить конкретные профессиональные интересы (если ин
тересы имеются, то выполнить действие 5, а если нет — 5а и
далее 56);
5) обратиться к соответствующей справочной литературе;
5а) найти по справочнику профессии, пользующиеся спросом; 56) расширить у оптанта знание мира профессий;
6) определить соответствие мотивов оптанта с потребностями
и выявленных профессиях со стороны общества (если соответствие
высокое, то перейти к действию 7, если нет — к 7а, 76);
7) выявить в классе группы по интересам;
7а) найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях;
76) сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 56, либо к пункту Па и сделать этот переход;
8) определить специфику требований выделенных профессий
к работнику (если требования повышенные, то перейти к дей
ствию 9, если нет — к 9а);
9) наметить программу психодиагностического обследования
оптанта (при необходимости вернуться к пункту 2а);
9а) наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с подростком и перейти к пункту 11;
10) провести психодиагностическое обследование (если оптант
соответствует особым требованиям намеченной профессии, пе
рейти к пунктам 9а и 11, если нет — к пункту Па);
11) повысить уверенность оптанта в правильности сделанного
выбора;
11а) наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более подходящую профессию (или область деятельности);
12) убедиться в положительном эффекте проведенной работы
(если все нормально, перейти к пунктам 3 и 4, а если нет —
наметить более углубленную научно-практическую профориента-
ционную работу с данным человеком).
При организации конструктивного диалога с клиентом особо остро стоит проблема взаимодействия и псевдовзаимодействия. Достаточно интересно анализирует «игры на приеме у психотерапевта» Э.Берн в своей известной книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Берн Э., 1988, с. 129—141).
В частности, он выделяет следующие игры:
«Оранжерея» — игра в психотерапию (формируется иллюзия «опыта психотерапевтического лечения»);
«Я всего лишь пытаюсь помочь вам» — заведомая уверенность «игрока» в том, что помощь будет неэффективна;
«Неимущий» — продолжение контакта, но как бы при условии, что ситуация не улучшается (разновидность предыдущей игры), — особенно распространена в службах, выплачивающих пособия (при
условии сохранения бедственного положения), применительнс российской действительности такие игры часто можно наблюх в Центрах занятости населения, когда безработные стремятся. быми путями получить пособия по безработице; примечателц что эта проблема специально обсуждается профконсультантам! их руководителями; проблема состоит в том, как выявлять та псевдоклиентов;
«Крестьянка» — постоянно демонстрируемый восторг клие* от умного консультанта, но без стремления воспользоваться рекомендациями;
«Психиатрия» — основная позиция психолога и подыгрыва щего ему клиента: «Я — целитель, потому что в дипломе так писано» (предполагается, что если все делать, как обычно прр то, то это и будет правильно) — играют и психологи, и клиеь
«Дурачок» — главный тезис клиента: «Я смеюсь вместе с вг над своими проблемами (но при этом мало что делаю для их решения)»;
«Калека» —- тезис: «Что вы хотите от такого... человека, как j
Ниже предлагается концептуальная схема организации вз модействия психолога с клиентом (табл. 9).
Таблица!