К какому типу относятся изученные профессии
Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:
- c техникой - «Человек – Техника»;
- c природой - «Человек – Природа»;
- со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»;
- с художественным образом - «Человек – Художественный образ»;
- c людьми - «Человек – Человек».
Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Биономические профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
3. с чертежами, картами;
4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Социономические профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.
Проф. Задачи
свою очередь цель труда, рассматриваемая как некоторый объективный результат, которого требует или ожидает от человека общество (или какая-то его часть), определяет соответствующие профессиональныезадачи.
Ниже приводится таблица 1.2, в которой указаны связи между типамиспециальностейипрофессиональными задачами.Исходя из данных, приведенных в таблице 1.2, профессия инженера-электрика относится и к гностическому типу (профессиональные задачи - распознать неисправности электрооборудования, определить точку включения, оценить качество функционирования и др.), и к преобразующему типу (профессиональные задачи - обработать печатную плату, упорядочить компоновку деталей при монтаже, организовать планово-предупредительный ремонт электрооборудования, провести ревизию электрических аппаратов и т.д.), и кизыскательскому типу (профессиональные задачи - провести синтез передаточной функции корректирующего устройства, найти новый вариант реализации коррекции динамических и статических свойств, придумать способ замены элементов электрической схемы элементами с другими номиналами или другой серии и т.д.).
Таблица1.2 - Связь между типами специальностей и типами профессиональных задач
Типы специальностей | Типы профессиональных задач |
Гностические | Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить |
Преобразующие | Обработать, упорядочить, организовать, воздействовать, обслужить |
Изыскательские | Изобрести, придумать, найти новый результат, образец, вариант |