К какому типу относятся изученные профессии

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:

  • c техникой - «Человек – Техника»;
  • c природой - «Человек – Природа»;
  • со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»;
  • с художественным образом - «Человек – Художественный образ»;
  • c людьми - «Человек – Человек».

Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:

1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.


Биономические профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:

1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.


Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:

1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

3. с чертежами, картами;

4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.


Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:

1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)


Социономические профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Проф. Задачи

свою очередь цель труда, рассматриваемая как некоторый объективный результат, которого требует или ожидает от человека общество (или какая-то его часть), определяет соответствующие профессиональныезадачи.

Ниже приводится таблица 1.2, в которой указаны связи между типамиспециальностейипрофессиональными задачами.Исходя из данных, приведенных в таблице 1.2, профессия инженера-электрика относится и к гностическому типу (профессиональные задачи - распознать неисправности электрооборудования, определить точку включения, оценить качество функционирования и др.), и к преобразующему типу (профессиональные задачи - обработать печатную плату, упорядочить компоновку деталей при монтаже, организовать планово-предупредительный ремонт электрооборудования, провести ревизию электрических аппаратов и т.д.), и кизыскательскому типу (профессиональные задачи - провести синтез передаточной функции корректирующего устройства, найти новый вариант реализации коррекции динамических и статических свойств, придумать способ замены элементов электрической схемы элементами с другими номиналами или другой серии и т.д.).

Таблица1.2 - Связь между типами специальностей и типами профессиональных задач

Типы специальностей Типы профессиональных задач
Гностические Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить
Преобразующие Обработать, упорядочить, организовать, воздействовать, обслужить
Изыскательские Изобрести, придумать, найти новый результат, образец, вариант

Наши рекомендации