А. П. Чехов: жизнь и творчество.

(1860 – 1904 гг.)

Годы жизни Чехова символичны: внук крепостного, он родился за год до отмены крепостного права и скончался за год до первой революции. Течение его жизни – это путь от крепостного права к модерну. Всю свою жизнь потом, словами самого Чехова, он «по капле выдавливал из себя раба» и
к 90-м годам Чехов выглядит и ведет себя как аристократ. Он последовательно избавлялся в своей речи от провинциального говора, мещанских слов. В итоге, язык Чехова – необыкновенно чистый русский язык. Чехов жил с ощущением надвигающейся катастрофы, которой он так и не увидел.

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели
не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. Продолжает писать.

Этапы творческого пути Чехова очень верно выражены в журнале «Русское богатство» в статье Короленко, написанной сразу после смерти писателя:

1. 1880-1887 гг. Ранний период (жизнерадостный юмор, период формирования).

2. 1887-1895 гг. (поиски определенного мировоззрения, причем, именно поиски, само мировоззрение остается зыбким, нечетким; скорбные раздумья; выработка основных черт поэтики).

3. 1895-1904 гг. Поздний период (стремление к лучшему, вера в него, надежда; установление эпоса и драматургии).

1. В первый период Чехов оказывается студентом в Москве беден и, чтобы заработать себе и семье на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – дает уроки и пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью.

Основные особенности ранней юмористики Чехова отличны от современной. Ей характерны:

· Тематическая широта, многогранность содержания;

· Глубокая связь с жизнью, с традициями русской лит-ры (демократической лит-рой 60-х гг).

· Жанровое богатство (в том числе изобретает новое).

Полемика с малой юмористикой.

Способ раскрытия характера – не через авторскую хар-ку, а через поведение, речь персонажа. Описание сужается. Действие и диалог – главное (ДРАМАтизированная форма).

Меткость эпитетов, характерность речи персонажей.

В ранний пер. прослеживается эволюция жанра (от простого анекдота к рассказу с расширенным сюжетом, наполнение анекдотичекого сюжета социальным содержанием). К концу первого периода изменяется юмор – от внешнего комизма к внутреннему, к содержанию характеров.

Анекдотически острый сюжет, неожиданная развязка.

Часто показывается контраст поэзии и прозы(пошлость обыденности, которая затягивает душу и не дает ей взлететь (например «И то, и сё», где любовь/клопы, «Оля, Женя, Зоя», где опера Фауста, романтическая обстановка/жених икает).

Принцип «пересолил», т.е. когда кто-то в чем-то «перебарщивает» (Например, «Пересолил», «Дипломат», «смерть чиновника»).

Отсутствует явная юмористическая «цветистость» - нет обилия словечек юмористического хар-ра (не за счет них).

Зарождается жанр социально-психологического рассказа, социально-психологической повести («Драма на охоте»).

Пишет 1-ую пьесу («Без названия»).

2. Такие рассказы как: «Степь», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Палата №6», «Остров Сахалин», пьеса «Иванов» и др.

Разрыв с малой юмористической прессой.

Появляется какая-то известность, больше свободы и средств. -> Отправляется путешествовать (Украина, Сахалин, заграница).

Расширяется проблематика, стремиться к правильной постановке вечных вопросов(именно к постановке, а не к их разрешению; правильная постановка вопроса побуждает человека искать его решение).

Не проявляется ярко выраженного мировоззрения (мировоззрение есть, но он его не выражает – принцип неопределенности).

Не берется показывать идеал (норма нам неизвестна, нам известны только моменты уклонения, вырождения).

Тема разбитого счастья и красоты. Затрагивает сугубо личные темы (несчастная любовь и проч.) В индивидуальной личной драме, которая написано с глубиной и убедительностью, видит неестественность, т.к. человек стремится к поэзии, счастью, красоте, которые естественны человеку. Ощущение, что в малом личном отражается большое социальное; постановка больших вопросов на примере малых тем (момент «подтекста»: под частный случай подложена общая беда, расширяет смысл изображаемого до символа).

Умение раскрывать характер в одной сцене (внешне – заурядной, внутри – драматической).

В 80-х пишет несколько сказок («Пари», «Нечистая сила» и др.)

Начал использовать жанр народного рассказа (по посылу Толстого). У Чехова это получилось как форма идейной полемики с Толстым.

Мастерство детали6 тщательный отбор, придает им весомость.

Очень экономен, меток в использовании средств, предельно лаконичные и точные описания.

3. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Черный монах», «Чайка», «Три сестры», «Дама с собачкой» и другие.

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Темы: деревня, интеллигенция, малые дела, смерть, смысл жизни, искусство).

Драматургия.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Наши рекомендации