Глава 5 Тренируем речевые мышцы
Работающие мускулы — крепнут,
неработающие — засыпают, неправильно
работающие — разрушаются.
К. Лунк
Общие сведения
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Рекомендации
♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:
♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;
♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;
♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;
♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;
♦ тренируйтесь 2—3 раза в день по 7—10 минут.
Тренировка мышц нижней челюсти
Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к зажатости звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью, и не препятствует произнесению звуков.
Рекомендации
♦ При выполнении упражнений:
— голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая ее;
— челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения;
— каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1—5.
Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.
Упражнение 1
Открыть рот и закрыть. (Рот следует открывать так, чтобы в него могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами.)
Упражнение 2
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
Упражнение 3
Выполнить боковые движения нижней челюстью, принять исходное положение. Повторить.
Упражнение 4
Круговые движения нижней челюстью.
Упражнение 5
Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение.
Упражнение 6
Нижними зубами закусить верхнюю губу, затем верхними зубами — нижнюю, подержать на счет 1—5, расслабиться.
Упражнение 7
Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Расслабиться. Принять исходное положение.
Упражнение 8
Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.
Упражнение 9
Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.
Упражнение 10
Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
Упражнение 11
Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12
Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
Упражнение 13
Коснуться подбородком груди.
Упражнение 14
Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.
Упражнение 15
Поставить локти рук на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
Тренировка губ
Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к смазанности и невнятности речи. Напротив, правильная работа губ обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания.
Исходное положение:рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.
Упражнение 1
Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхние и нижние зубы.
Упражнение 2
Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и-у-о-а.
Упражнение 3
Утрированно имитировать произнесение звуков п-б.
Упражнение 4
Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных — вм, мв, бв, вб и др.
Упражнение 5
Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами — верхней губы.
Упражнение 6
Движение вытянутых губ влево-вправо.
Упражнение 7
Присасывающее движение губ.
Упражнение 8
Вытягивание губ вперед воронкой.
Упражнение 9
Рот закрыть, напрячь губы на счет 1—5, расслабить губы, открыть рот.
Упражнение 10
Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.
Упражнение 11
Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
Упражнение 12
Аналогично произносить звукосочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.
Упражнение 13
Произносить звукосочетание мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность звуков в, з.
Упражнение 14
Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдги.
Упражнение 15
Вибрация губ (подражание фырканью лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить тпр.
Тренировка мышц языка
Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти при этом должны быть неподвижными.
Упражнение 1
Расслабление и распластывание языка в форме лопаты, при этом язык лежит на нижней губе.
Упражнение2
Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.
Упражнение 3
Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам так, чтобы по центру его образовался желобок.
Упражнение 4
Поднимание узкого (широкого) языка вверх, опускание его вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны.
Упражнение 5
Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.
Упражнение 6
Движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (болтушка).
Упражнение 7
Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.
Упражнение 8
Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо.
Упражнение 9
Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).
Упражнение 10
Покусывать кончик языка по всей поверхности.
Упражнение 11
Произносить звуки и-е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот).
Упражнение 12
Частое постукивание кончиком языка о верхние зубы и десну наподобие выстукивания текста телеграфным ключом: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр.
Упражнение 13
Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгм, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.
Упражнение 14
Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.