Формирование мотивации учебной деятельности в современной начальной школе
В психологии известно, что развитие мотивов учения идёт двумя путями:
1) через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его [6,с.96].
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания ребёнка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Так с первых дней пребывания ученика в школе он узнаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем.
Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. И формирование отрицательной мотивации учащегося. Таким примером может служить и желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.
С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.
Выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих у школьника мотивацию учебной деятельности.
1. Мотивация учебной деятельности школьников существенно зависит от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстаёт перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.
Наоборот, когда изучение предмета идёт через раскрытие ребёнку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показали многие исследования педагогов, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, окружающий мир, самостоятельно решая учебные задачи по данному предмету.
2. Организация работы над предметом малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется [27,с.13-24].
3. В исследовании А.К.Марковой обнаружилось, что успешно можно формировать также мотивацию учебной деятельности, используя отношения между мотивом и целью деятельности [23,с. 89]. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Как правило, движение идёт от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно, прежде всего, использовать саму цель как источник мотивации, превратить её в мотив-цель. При этом следует учесть, что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Преимущественно дети ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели.
4. Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперёд. С этой целью учителя, например, работающие под руководством М.В.Матюхиной [25,с.67], при введении новой темы составляют вместе с детьми специальную таблицу, где чётко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети ещё не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побудительной силы поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.
5. Проблемность обучения, как в групповой так и в индивидуальной работе. При использовании деятельностной теории обучения проблемность органически входит в учебную деятельность детей. Так на каждом из этапов необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно также отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней. Решающее значение для мотивации учения имеет тип ориентированной основы действия, используемый в учебном процессе.
Краткие выводы по 1 главе
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие основные понятия, необходимые для нашего исследования:
1. Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще, или оказывается неустойчивой.
2. Существует много подходов и оснований для классификации мотивов учебной деятельности. Выделяют мотивы учебной деятельности:
- познавательные - «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью» (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования) (Божович Л.И.);
- социальные - «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью» (широкие социальные, узкие социальные или позиционные мотивы) (Божович Л.И.);
- внешние и внутренние (Маркова А.К).
3. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.