Самые приспособленные мемы

Мемы эволюционировали стремительно, и их эволюция продолжается. Фактически их эволюция началась в тот момент, когда люди получили возможность их воспроизводить. Исходной точкой их эволюции послужили те базовые мемы, которые были призваны распространять человеческий мозг. Конечной точкой их эволюции являются такие мемы, которые по той или иной причине лучше распространяются — иными словами, лучше приспособлены. Промежуточным пунктом их эволюции послужили те культурные «организмы», чьей средой является человеческое общество, подобно тому, как ДНК эволюционировала с помощью живых организмов, чьей средой является наша планета.

Помимо мемов, способствующих выживанию людей, которые по-прежнему сохраняют свою силу, существуют и такие, которые не препятствуют и не способствуют выживанию людей, однако по своей природе приспособлены к эффективному распространению. Эти мемы «хорошо приспособились» по простой причине: они сами являются разновидностью идеи «распространяй этот мем».

Традиция

Автоматически закрепляются те мемы-стратегии, которые заключаются в воспроизведении того, что делалось прежде, или во что прежде верили. Не имеет значения, хороша ли данная традиция или плоха, существенна или нет. Вообразим два клуба по интересам: Клуб Кенгуру и Союз Лентяев. В уставе Лентяев указывается на необходимость соблюдать следующие традиции: встречаться в субботу утром и осуществлять специальный ритуал — допустим, опрокидывать во время обеда солонку; в уставе Клуба Кенгуру одобряются всякого рода новшества и постоянные перемены. По прошествии двадцати лет мем традиции Лентяев будет по-прежнему жив, и в нем закрепится мем встречи утром в субботу и мем опрокидывания солонки. А исходные мемы Клуба Кенгуру уйдут в прошлое во имя перемен.

Если традиции положено начало, она будет автоматически продолжаться до тех пор, пока ей не положат конец какие-либо более существенные факторы. Люди, инфицированные мемом традиции, запрограммированы «повторять этот мем в будущем, чтобы передать этот мем грядущим поколениям». Традиции упорно держатся за жизнь.

«Евангелизм»

Любой мем, который недвусмысленно подразумевает свое распространение и передачу другим людям, обладает дополнительными преимуществами по сравнению с другими мемами. «Евангелизм» нередко сочетается с мемом миссии, который делает его еще более могущественным. Не имеет никакого значения, что именно проповедуется: ложь или истина, добро или зло; «евангелизм» столь эффективен, что он стал одним из доминирующих мемов на Земле. «Евангелизм» предписывает нам «распространять этот мем по мере своих возможностей».

Теперь рассмотрим мемы, которые так глубоко укоренились в человеческом сознании, что способны оказывать сопротивление любой критике.

Вера

Любой мем, который предписывает слепую веру в него, никогда не может быть вытеснен из системы ваших убеждений критикой или аргументацией. В сочетании с «евангелизмом» вера становится мощной оболочкой психических вирусов, в которую можно заложить практически любое содержание.

Скептицизм

Подвергая сомнению новые идеи, мы защищаемся от новых мемов. Несмотря на то что скептицизм является антиподом веры, он схожим образом воздействует на запрограммированное им сознание. Скептики противостоят новым идеям с тем же упорством, что и верующие. Как верующий, так и скептик могут бесконечно спорить и ничего не принимать к сведению.

Другие мемы сумели «приспособиться» по причине самой природы человеческой коммуникации. Представим группу людей, играющих в «испорченный телефон». Первый игрок шепчет какую-нибудь фразу на ухо второму. Второй шепчет услышанное на ухо третьему. Когда круг замыкается и фраза возвращается к своему автору, он взрывается смехом, — ведь его слова изменились до неузнаваемости. Но таким же образом эволюционирует и мем в микрокосме! Какие мемы выдержат это тяжелое испытание?

Знакомство

Необычные слова или фразы быстро преобразуются в знакомые: так французское pate de foie gras превратилось английское putty defogger. Знакомые выражения распространяются быстрее неизвестных, потому что для известных выражений у людей уже есть мемы-различия, и они обращают на них больше внимания.

Осмысление

Мемы, в которых можно вычленить логическое содержание, распространяются быстрее. Человек быстрее воспринимает испорченное толкование того или иного выражения, которое проще понять, чем точное, которое понять сложнее. Вы, наверное, часто слышали испорченные цитаты из известных произведений: Шекспир, например, сказал, что «чары музыки смягчают душу дикую», а эта фраза, как правило, приводится так: «смягчают дикаря».

Говоря о таком «испорченном телефоне», я не могу не вспомнить свой любимый пример — фразу Ралфа Уолдо Эмерсона из эссе «О доверии к себе»: «Постоянство глупца — свойство малого ума». Эту цитату так часто перевирают, что даже в специальном издании, в котором каталогизируются ошибки такого рода, эта фраза Эмерсона «корректируется» неправильно[14]!

Процитированная фраза Эмерсона в действительности указывает на то, как опасно попасться в «ловушку правды». Свойство малых умов — которое мешает людям распорядиться своей жизнью — позволяет случайной меметической программе, усвоенной вами в детстве или позже, распоряжаться вашей жизнью как ей заблагорассудится. Усвоив основы меметики, вы получите шанс взглянуть со стороны на те программы, которые работают в вашем сознании, и, если вам будет угодно, решительно и осознанно «перепрограммировать» себя, направив свою жизнь по желаемому руслу.

Безусловно, затем вам придется обратить внимание на те программы, которые определяли вашу оценку собственных «программ», и на те программы, которые определяют ваши желания, а затем на те программы, которые определяют ваши мотивы, двигающие вами при «перепрограммировании» и т. д. Так можно погрязнуть в философских рассуждениях. Меметика не несет в себе оценочных суждений относительно того, как вы должны жить, она всего лишь предоставляет вам возможность жить той жизнью, какой вы хотели бы жить. Осознанно.

Меметика — как наука меметических метамемов — зародилась около двадцати лет назад, однако распространяется с большим трудом. Моя цель как автора «Психического вируса» состоит в «упаковке» как можно большего числа мемов в оболочку меметического метамема для наиболее быстрого и широкого его распространения. В этом есть какой-то смысл, не правда ли?

СТАРЫЙ МОЗГ, НОВЫЙ МИР

Меметика — далеко не единственная научная теория, которая не получила широкого распространения. Многие научные теории не так-то просто понять. Дело в том, что наука, и меметика в том числе, является лишь одним из многочисленных аспектов современной культуры, к пониманию которых человеческий мозг не приспособлен в достаточной мере. Но разве можно требовать от нашего мозга хорошо разбираться в современной культуре? Разве можно рассчитывать на то, что компьютер «поймет» свою собственную программу? Ничего подобного! Задача компьютера — выполнять свою программу, а не понимать ее. И развитие человеческого мозга произошло не для того, чтобы «понимать себя», а для того, чтобы решать конкретные задачи. Поэтому людям приходится прилагать очень много усилий для того, чтобы использовать свой мозг, который не приспособлен для этой цели, для понимания науки!

«Схема» человеческого мозга «разрабатывалась» на протяжении миллионов лет. Весь этот период среда обитания человека претерпевала довольно незначительные изменения, что подтверждают археологические открытия. И лишь совсем недавно, по меркам генетической эволюции, наша среда начала изменяться столь быстро, что за период одной жизни повседневные привычки и модель жизни человека могут измениться весьма существенно. Чтобы разбираться в сущности мемов, мы должны осознавать, что человеческий мозг, развившийся для того, чтобы способствовать выживанию людей в практически неменяющейся среде обитания, фактически остался на прежней ступени развития, тогда как наш мир уже много раз кардинально изменился с тех пор, как наша эволюция предоставила нам сознание.

Эволюция мемов отбирает те идеи, верования, установки и мифы, которым мы уделяем больше внимания, которые мы громче всего возглашаем. И если не дать сознанию вмешаться, мы будем уделять внимание и возглашать те мемы, которые будут отобраны путем комплексной взаимосвязи чувств и влечений, желаний и страхов, развившихся для того, чтобы способствовать нашему выживанию и размножению.

Слово pay (платить) в выражении «рау attention» (уделять внимание) в данном случае очень уместно. Мы — сознательные существа, и внимание — это наш самый ценный товар. Внимание — часть нашего сознания, частица нашей человеческой жизни. Когда мы уделяем внимание чему-либо, мы «тратим» кусочек своей сознательной жизни. Многие ли из нас сознательно концентрируют свое внимание на том, что для нас действительно важнее всего? Я, например, не терплю, когда мое внимание «насильно» привлекают люди и события, которые «нажимают на мои кнопки» — чувствительные точки, доставшиеся мне в наследство от моего животного прошлого. Из-за этих кнопок я против своей воли трачу попусту большую часть своей жизни.

Все дело в том, что проблемы опасности, питания и секса являются приоритетами для наших генов, хотя и не обязательно — нашими личными приоритетами. И когда вы ощущаете, что ваше внимание отвлечено от самых важных и насущных для вас проблем каким-либо мнимым кризисом, самой вкусной и крупной пиццей от ресторана Domino или привлекательной прохожей, то это сговор ваших генов: они украдкой пытаются стащить самое ценное из того, чем вы обладаете, — ваше сознание.

Идеи заразны. Мы можем заразиться ими от других людей, наблюдая за их поведением, а также воспринимая фрагменты различных культур в окружающем мире. Замечательно, если нам удается «подхватить» хорошие идеи — те, которые помогут нам быть в ключе жизни. Проблема, однако, как мы уже видели, состоит в том, что идеи распространяются в зависимости от качества своих мемов, а вовсе не в зависимости от того, насколько полезными они окажутся для нашей жизни или насколько они истинны.

Намного приятнее думать о том, что мы движемся по пути к лучшему, более цивилизованному и человечному миру, однако в действительности мы эволюционируем в сторону мира, заполненного мемами и психическими вирусами, которые с каждым днем все лучше воспроизводятся.

Вы никогда не задумывались, отчего иногда наша жизнь превращается в сплошную борьбу? Люди любят мечтать об идеальной жизни, что, по их мысли, значит отдыхать и делать только то, что делать естественно. Мне вовсе не хотелось бы сообщать вам плохие новости, однако наше представление о «том, что делать естественно», слишком сильно отстало от современной жизни и полностью изжило себя. Наша культура, технологии и общество эволюционируют столь стремительно, что у нас нет возможности говорить о том, что наши «естественные действия» будут способствовать воспроизведению наибольшего числа копий наших генов. Сегодня наши представления о «том, что делать естественно», являются ужасающим несоответствием между «старыми схемами» человеческого головного мозга, пришедшие к нам из доисторических времен, и совершенно новыми вызовами и возможностями современного мира.

Схема головного мозга человека по-прежнему пригодна главным образом для того, чтобы уделять внимание тем ситуациям, и вызывать в связи с их возникновением острые чувства, которые могли оказаться для нас наиболее важными в доисторические времена, — только в том смысле, что они помогали нашим генам оставить максимально возможное число своих копий. И легче всего распространяются и пронизывают собой общество именно те идеи, которым проще всего проникнуть в мозг человека — мозг, сформировавшийся в каменном веке. Все усилия ученых прошлого были направлены на то, чтобы «сбить со следа» естественный отбор идей, который по лекалам каменного века проводит наш мозг, и вместо них — отбирать полезные, рабочие идеи, которые были бы точными моделями реальности. Однако культура как целое в этом смысле от науки по-прежнему отстает.

Наши рекомендации