Глава 8 влияние звука на физическое тело
Духовые инструменты, инструменты с жильными или стальными струнами, а
также ударные инструменты, такие как барабаны или тарелки, -- все оказывают
свой определенный, специфический эффект на физическое тело. Было время,
когда мыслители знали это и использовали звук для целительства и духовных
целей. Именно на этом принципе была основана музыка Индии. Различные раги и
ноты, из которых они состоят, предназначались для создания определенного
целительного или возвышающего эффекта. Сначала звук касается физического
плана; когда мы рассматриваем, какой эффект одиночные ноты или звуки могут
иметь на физическое тело, это заставляет нас глубоко задуматься о данном
предмете. Даже сегодня существуют заклинатели змей, в основном, их можно
найти в Индии, которые, играя на своих пангах, простых духовых инструментах,
привлекают кобр и других змей со всей округи. Этот эксперимент проводился
очень часто, и всегда можно было видеть, как змеи всех видов притягиваются
звуками панги. Существует некое воздействие на их нервную систему, которое
влечет их ближе и ближе к звуку панги: они выходят из нор, в которых живут,
забывая инстинкт, заложенный в каждом существе и защищающий его от нападения
человека или других созданий. В это время они совершенно не подвластны
инстинкту, они не видят никого и ничего. В них возбуждается экстаз: кобра
начинает поднимать голову и раскачивать ею вправо и влево; и покуда
инструмент играет, она продолжает плавно качаться в экстазе.
Это говорит нам о том, что помимо психического и духовного эффекта,
который звук производит на человека, существует и физический эффект. С
метафизической точки зрения дыхание является жизненным током праны, этот
жизненный ток существует также и в таких вещах, как жильные струны или кожа
барабанов. В них тоже есть часть жизни, и именно в этой мере их жизненный
ток становится слышимым, он затрагивает прану живых созданий и придает им
дополнительную жизнь. Именно по этой причине примитивные племена, которые
имеют только барабан или простые духовые инструменты, постоянно играя на
них, входят в такое состояние, что наслаждаются экстазом. Как возникает
огромная популярность джаза? Она происходит из того же принципа. Джаз не
заставляет мозг много думать о технической стороне музыки; он не принуждает
душу думать о духовных вещах; он не заставляет сердце чувствовать глубже; не
задевая душу и сердце, он затрагивает физическое тело. Он позволяет ему
обновить жизненную силу с помощью определенного ритма и определенного звука;
это дает людям -- я имею в виду большинство -- большую силу, энергию и
заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум. Тех, кто не хочет быть
возвышенным духовно, кто не верит в духовные вещи и кто не хочет
утруждаться, джаз оставляет в одиночестве; хотя в то же время он затрагивает
всех, кто слышит его.
Если вы попытаетесь сравнить голос и инструмент, то увидите, что это
невозможно, потому что голос живой. Движение, взгляд, прикосновение, даже
дыхание, исходящее из ноздрей, не простирается так далеко, как голос.
Существуют три степени тока дыхания. Первая степень -- это простое дыхание,
вдыхаемое и выдыхаемое через ноздри. Этот ток простирается наружу и имеет
определенный эффект. Большая степень тока дыхания есть дуновение. Когда
человек дует через губы, этот ток дыхания направляется более интенсивно;
поэтому целители, понимающие этот принцип, используют его. А третья степень,
в которой дыхание является самым интенсивным, есть звук; потому что здесь
дыхание, исходящее в форме звука, оживлено. На Ближнем Востоке среди
православных христиан и армян существует обычай не использовать орган в
церкви; они используют аккорд или звук, который издают десять или двенадцать
человек замкнутыми губами. И каждый, кто слышал его, скажет, что они правы;
звук органа гораздо более искусственный по сравнению со звуком, производимым
голосами этих людей с замкнутыми губами. Он имеет такой замечательный
магический эффект, он проникает так далеко и так глубоко в сердце и создает
такую религиозную атмосферу, что человек не чувствует никакой необходимости
в органе; это есть естественный орган, созданный Богом. Брамины, даже сейчас
изучая Веды, постигают не только смысл написанного или его значение; они
изучают также произношение каждого слога, каждого слова, каждого звука; и
делают это годы, годы и годы. Услышав один раз звук, брамин не думает: "Я
выучил его". Нет; он знает, что только многократно повторенное слово однажды
создаст тот магнетизм, то электричество, тот жизненный ток, который
необходим и который приходит только благодаря повторению.
Итак, какое действие производит этот ток жизни, который приходит через
дыхание, проявляется как голос и трогает другого человека? Он затрагивает
пять чувств: чувство зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, хотя он и
приходит непосредственно через чувство слуха. Но человек слышит звук не
только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все
его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или
ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо
успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет
его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный
эффект.
Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для
управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим
людям с наибольшей пользой. Певцы древности испытывали эффект своих духовных
практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту около получаса и изучали
эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой
жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как
она создает энтузиазм, как она дает дополнительную энергию, как она
успокаивает и как исцеляет. Для них это была не теория; это был жизненный
опыт.
Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что
энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается
физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и
становится заряженным новым магнетизмом. При пристальном изучении психологии
вы обнаружите, что певцы обладают большим магнетизмом, чем средний человек.
Потому что из-за собственных вокальных практик их голос оказывает эффект на
них самих, и они создают электричество в себе; и таким образом заряжаются
новым магнетизмом каждый раз, когда практикуются. В этом заключается секрет
магнетизма певца.
Приблизимся к вопросу о том, каково правильное и неправильное
использование звука. Все зависит от конкретного случая; в одном случае
определенный звук может быть использован правильно, а в другом случае тот же
самый звук может использоваться неправильно; определить это можно по
гармоничным или дисгармоничным эффектам, производимым им. Та высота тона,
которая является естественной высотой голоса, будет источником собственного
исцеления для человека, так же как и для других, когда он поет ноту такой
высоты. Человек, который нашел ключевую ноту своего собственного голоса,
обрел ключ к своей собственной жизни. Этот человек с помощью ключевой ноты
своего голоса может тогда управлять своим бытием и помогать другим.
Существует, однако, много случаев, когда этого знания недостаточно,
поскольку оно касается только самого человека, его собственной ноты и
естественной высоты его голоса.
Огромным несчастьем в мире звука сегодня является то, что люди уходят
слишком далеко от того, что называется естественным голосом; и это вызвано
коммерциализацией. Сначала зал строился для сотни человек, затем для пяти
сотен, а потом для пяти тысяч. Человек должен кричать, чтобы пять тысяч
людей услышали его и он бы имел успех, который является успехом билетной
кассы. Но магическое очарование заключено в естественном голосе. Каждый
человек одарен; Бог дал ему определенную высоту тона, естественную ноту, и
если он развивает эту ноту, то это есть магия; он может сотворить чудо. Но
сегодня певцу приходится думать о зале, где ему надо петь, и о том, как
громко он должен кричать. Один человек из Индии приехал в Париж и в первый
раз в своей жизни пошел в оперу послушать музыку. Он очень старался
наслаждаться ею. Первое, что он услышал, было прекрасное женское сопрано, а
затем вышел тенор или баритон, который должен был петь вместе с певицей. Это
очень раздосадовало человека, и он воскликнул: "Посмотрите, он пришел все
испортить!" Когда мы подходим к сущности и внутреннему принципу звука, то
чем ближе к естеству человек сохраняет его, тем более могущественным, более
магичным он становится. Каждый мужчина и каждая женщина имеют определенную
высоту голоса, но продюсер говорит: "Нет, это альт, сопрано, тенор, баритон
или бас". Он ограничивает то, что не может быть ограничено. Разве столько
существует голосов? Существует столько голосов, сколько существует душ; они
не могут быть классифицированы. Как только певец классифицирован, он должен
петь на этой высоте; а если его природная высота иная, то он не знает этого,
потому что продюсер сказал: "Это сопрано", и теперь данный человек не может
быть ничем другим. Кроме того, возможно, что композитор никогда не слышал
голоса этого конкретного певца и писал только для определенной высоты
голоса; а когда человек должен зависеть от того, что написал композитор, и
петь на предписанной высоте, тогда он теряет естественную высоту, которую
имеет.
Но помимо пения, даже в разговоре, среди сотни людей вы найдете одного,
кто говорит своим естественным голосом и девяносто девять имитирующих. Они
подражают кому то еще, хотя могут и не знать об этом. Такую же вещь, которую
вы находите во взрослых людях, вы найдете и в маленьких детях. В ребенке
существует тенденция менять свой образ действий и имитировать. Каждые пять
или десять дней, каждый месяц ребенок меняет свою манеру говорить, свой
голос, слова; он изменяет много вещей. А где ребенок учится им? Он учится им
от детей в школе. Он видит ребенка, идущего тем или иным способом или
жестикулирующего, хмурящегося или разговаривающего определенным образом.
Ребенок не осознает того, что он услышал или увидел это, а потом просто
делает то же самое; так он продолжает изменяться. Таким же образом каждый
человек, не осознавая этого, изменяет свой голос; так естественный голос
теряется. Сохранить свой естественный голос -- это значит обладать огромной
силой; но человек не может сохранять его всегда. Для того, чтобы голос имел
сильный эффект, человеку не требуется быть певцом. Что он должен делать, так
это практиковать науку дыхания различными способами. Во-первых, он должен
знать как дышать, затем -- как дуть, а затем он научиться производить звук,
произносить слово. Если он будет практиковаться этими тремя способами, то он
достигнет той силы, которая скрыта в каждой душе. Человеку не требуется быть
певцом, но ему необходимо уделять часть своего времени, даже самую малую,
какую он может -- пять или десять, или пятнадцать минут в день -- своему
голосу, его развитию.