Уровни рассмотрения трудовой этики
Можно выделить три уровня рассмотрения проблемы трудовой этики: общественный, организационный, индивидуальный уровень.
На общественном уровне рассматриваются этические нормы и принципы взаимодействия организации с ее социальным окружением (общество в целом, потребители, поставщики), то есть социальная ответственность.
Организационный уровень– этические нормы и правила взаимодействия между организацией и ее работниками, которые проявляются в следующих формах:
- обязательства администрации по отношению к персоналу, работающему в организации, те ценности и приоритеты, которые при этом служат основными ориентирами;
- обязательства и ценности, определяющие отношение персонала к организации и к руководству.
Индивидуальный уровень – это широкий круг вопросов, затрагивающих моральные аспекты работы конкретных исполнителей и их взаимоотношений с другими работниками в процессе профессиональной деятельности, их ценности и установки, определяющие отношение к работе.
Между этими тремя уровнями существуют тесные взаимосвязи. При этом особое искусство состоит в создании механизмов и процедур, увязывающих работу на каждом из этих уровней в единое целое для того, чтобы обеспечить высокий уровень морального климата в организации.
Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
Понимание механизмов организационного поведения будет неполным без рассмотрения егоэтических аспектов, когда организация выступает как моральная среда. При этом, если руководство хочет, чтобы работа организации соответствовала высоким морально-этическим стандартам, то без анализа той моральной среды, которая сложилась в организации, не обойтись. Проведение такого анализа предполагает ответ на целый ряд вопросов:
- устанавливаетли политика и практикачестный балансмеждуинтересами организации и интересамиее работников;
- не пытаются ли руководители манипулировать работниками;
- является ли система оплаты труда справедливой;
- как организация понимает свои моральные обязательстваперед работниками;
- защищены ли права и свободы работников;
- подчиняется ли организация букве и духузакона;
- выполняетли она обещания и контракты;
- проводитли в жизнь декларируемые правила;
- являютсяли процедуры найма и увольнения законными и справедливыми.
Возможно самые важные вопросы, которые можно задать, рассматривая организацию как моральную среду, это: имеет ли организация ясное представление о своих моральных стандартах и соответствует ли политика и практика компании тем моральным ценностям, которые она декларирует.
Организационное поведение неразрывно связано с восприятием всего происходящего через призму морально-этических ценностей и установок, определяющих отношение людей к тому, что происходит в организации, и оказывающих существенное влияние на принимаемые ими решения.
Институционализация этики
Организации могут формализовать процесс принятия решений, затрагивающих область этики, обеспечивая такую практику, когда решение в этой области основывается на четко определенных процедурах, правилах, нормах и принципах, зафиксированных в соответствующих документах. Возможны разные формы институционализации этики: создание корпоративных кодексов поведения, комиссий по разрешению этических проблем, товарищеских судов и др.
В противном случае есть опасность того, что по важнейшим вопросам, имеющим те или иные этические аспекты, решения будут приниматься на основании частных оценок, мнений, субъективных представлений отдельных личностей. Кроме того, если в организации нет формальных механизмов в решении этических проблем, то существует опасность оставить без внимания такие события, которые могут негативно повлиять на моральный климат в коллективе, а как следствие – и на итоговые рабочие показатели.