А. Жизнь - Излучение - Магнетизм
В "Йога-Сутрах" Патанджали сказано: "Когда подчиняешь связывающую жизнь, происходит сияние",38 и эти слова помогают нам понять связь между минеральным и человеческим царствами. Иначе говоря, после достижения сознательного контроля над статической минеральной природой, выраженной в человеке, у него появляется излучение. Так "искра становится пламенем" (Патанджали, III.40, "Сеет Души"). Вы заметите, что в сутрах встречается масса метких сопоставлений, особенно при обсуждении различных пятеричных комбинаций, столь часто встречающихся в проявлении. Эта книга представляет собой основной трактат для подготовки к посвящению. Возьмём, к примеру, слова из Книги III.44 и посмотрим, как они освещают эволюционный цикл и символическое развитие пяти царств природы:
"Однонаправленная медитация на пяти состояниях, в которых находится каждый элемент, дает власть над всеми элементами. Эти пять состояний следующие: грубая природа, элементальная форма, качество, вездесущность и базовая цель".
При этом получаем следующие аналогии:
1. Грубая природа................ минеральное царство
2. Элементальная форма...... растительное царство
3. Качество.......................... животное царство
4. Вездесущность................. человеческое царство
5. Базовая цель.................... царство душ
Отметьте также, как это соотносится с такой мыслью:
"С помощью однонаправленной медитации на связь между телом и Акашей достигается вознесение из материи (трех миров) и способность путешествовать в пространстве". ("Свет Души", с. 338).
Патанджали III. 42
Здесь нам открывается большая ценность учения этой сутры в связи с аспектом сознания, и отношения, которые значительно превосходят просто человеческие:
1. Тело.................. минеральное царство.... плотная тюрьма жизни.
2. Акаша............... растительное царство.... текучая сознательная жизнь.
3. Вознесение........ животное царство ....... эволюционная цель из материи связи между телом и акашей.
4. Способность .... человеческое царство.. задача человеческого перемещаться сознания через осуществление в пространстве трёх предыдущих.
Наш трактат посвящён внутренним связям и внутренним лучевым влияниям, приводящим к желанным внешним результатам. Я хочу также показать задачу эволюционирующего сознания. Наука умело и проницательно выявляет эволюцию формы. Я же пытаюсь заложить основание для грядущей науки (экспериментальным началом которой является современная психология), которая так же легко будет обращаться с эволюцией сознания, как современная наука обращается с выражениями жизни в форме. И только когда эта новая наука достигнет такого же уровня развития, на каком находится ныне наука материальная, станет возможным обсуждение эволюции жизни через сознание в форме. Это мое принципиальное и обобщающее утверждение требует осмысления. Тем, чьё сознание переходит с человеческой стадии на эгоическую, легче следить за моими рассуждениями.
Здесь весьма уместен вопрос: что определяет те Лучи, которые будут управлять или оказывать главное влияние на некоторые или на все царства природы? Следует помнить, что каждое царство в целом представляет собой существо и (с точки зрения формы) совокупность всех его форм составляет тело проявления этого существа. И по большому счёту, совокупность отдельных самосущных влияний, или магнетическое излучение царства есть выражение основного качества или качеств этого существа - аура его личности. Каждое царство природы управляется двумя Лучами, и только природа жизни растительного царства характеризуется тремя. Понять такое положение вещей учащимся поможет аналогия. Они (как и любое человеческое существо) управляются, или побуждаются, двумя Лучами - личностным и эгоическим. После третьего посвящения у ученика активизированы три Луча, так как начинает уже ощущаться Луч Монады. Такую же ситуацию мы встречаем во всех царствах природы. В отличие от других царств в растительном доминируют три Луча потому, что (по своей специфической линии) оно развито более, чем остальные. Здесь как раз и функционирует тот Луч, который можно считать монадическим Лучом Жизни этого царства. Но такое положение в целом нельзя прилагать к человеческому сознанию, ведь человеческие стандарты раскрытия и осознания неприменимы к данной эволюции божественной жизни. Задача этой живой сущности отличается от задачи Жизни, одушевляющей четвёртое царство природы. Тем не менее, жизнь-качество и явление этого царства подчинены трём основным логоическим влияниям, трём главным дыханиям, или трём лучевым вибрациям. Предмет этот слишком сложен для реального понимания, и читателю лучше с некоторыми оговорками просто принять мои утверждениями. Когда он сам станет членом великого сообщества посвящённых в мудрость, то, что сейчас представляется ему необъяснимым, прояснится и, заняв надлежащее место в общей схеме, перестанет казаться столь странным и удивительным.