Взаимосвязь между стратегиями и личностными особенностями респондентов
Личные особенности Копинг- стратегии | Невротичность | Спонтанная агрессивность | Депрессивность | Раздражительность | Реактивная агрессивность | Открытость | Эмоциональность | Феминизм | Общительность | Уравновешенность |
Конфронтаци-онный | 0,35 | 0,48 | 0,26 | 0,39 | 0,36 | 0,33 | 0,26 | 0,25 | -0,13 | |
Дистанцирова--ние | 0,24 | 0,32 | 0,26 | 0,31 | 0,35 | 0,21 | 0,05 | |||
Поиск социальной поддержки | -0,01 | |||||||||
Принятие ответствен-ности | 0,42 | 0,33 | 0,37 | 0,39 | 0,37 | 0,37 | -0,04 | -0,05 | -0,06 | |
Избегание | 0,31 | 0,40 | 0,32 | 0,27 | 0,38 | -0,13 | 0,05 | |||
Планирование решения проблемы | 0,25 | |||||||||
Положитель-ная переоценка | 0,27 | |||||||||
Самоконтроль | 0,15 |
Так, согласно полученным данным следует отметить, что большинство студентов применяют стратегию планирование решения проблемы и положительной переоценки, так же следует отметить что меньшим спросов у студентов пользуется избегание и дистанционирование.
Следует отметить, что экзамен – это информационный и коммуникативный стресс, связанный с изменениями самооценки студента, сопровождающийся выраженными психофизиологическими (учащение сердцебиения, тремор рук и коленей, потливость, бледность/покраснение кожи, замедленная реакция, изменения аппетита, дрожание голоса, ухудшение сна, усталость, «сухость» в горле, головокружение и др.), когнитивными (ухудшение памяти, трудности запоминания / воспроизведения информации, замешательство, ступор, рассеянность, сбивчивость, трудности сосредоточения внимания и др.), эмоциональными (волнение, напряжение, стресс, тревога, страх, неуверенность в себе и своих знаниях, боязнь неуспеха, слезы, желание расплакаться) и поведенческими реакциями (более активное общение с сокурсниками, скованность, быстрая речь и др.).
Проведем выборку отношения к экзамену студентов и выявлению ресурсов совладания со стрессом в процессе различных рахновидностей сдачи экзаменов. Экзамен является фактором психолого-акмеологического становления профессионала, а экзамены разных типов имеют различные уровни стрессогенности для студентов, которые по-разному с ними совладают.
Интернет-экзамен связан с меньшим волнением, напряженностью до и во время проведения экзамена ввиду процессуально-организационных (достаточное время, четкие временные рамки, уединенность в работе, лучшие условия для сосредоточения, возможность пропустить и вернуться к вопросу, исправить, возможность общения с сокурсниками, и др.), субъективно-личностных факторов (влияние общения с преподавателями и сокурсниками), специфики вопросов и ответов (отсутствие необходимости тщательного продумывания, формулировки устного ответа, «просчитывания» вариантов диалога с преподавателем, наличие вариантов ответов), особенностей выставления оценки.
Студенты гуманитарных специальностей чаще предпочитают академический (устный) экзамен.
Согласно проведеному исследованию для студентов 1 курсов менее стрессогенным является экзамен в форме компьютерного тестирования.
В ситуации экзамена студенты используют разнообразные стратегии, что связано со спецификой самой ситуации экзамена. Наиболее часто используются: Самоконтроль, Положительная переоценка, Планирование решения проблемы, Поиск социальной поддержки, а также Дистанцирование, Конфронтативный копинг, Бегство / Избегание. В ситуации интернет-тестирования студенты значимо реже обращаются к стратегиям Самоконтроль (р = 0,03), Поиск социальной поддержки (р = 0,00), Планирование решения проблемы (р = 0,03). Структура копинга также различается: копинг у студентов, предпочитающих компьютерное тестирование, имеет гораздо меньше корреляционных связей с личностным фактором – самоэффективность и больше – с мотивацией достижения успеха, по сравнению копингом студентов, предпочитающих академический (устный) экзамен.
Стрессовая ситуация экзамена актуализирует и усиливает большинство стратегий совладания студентов. При приближении стрессовой ситуации экзамена у студентов усиливаются как продуктивные (Самоконтроль, Принятие ответственности, Планирование решения проблемы, Положительная переоценка), так и непродуктивные стратегии (Конфронтативный копинг, Дистанцирование, Бегство / Избегание). После экзаменационной сессии продолжают усиливаться стратегии Поиск социальной поддержки, Конфронтативный копинг, Самоконтроль, позволяющие отреагировать эмоции, и снижается активность использования стратегии Планирование решения проблемы.
Уровень переживания экзаменационного стресса не различается у мужчин и женщин. Существуют половые различия в выборе способов совладания студентов со стрессом на экзамене. Студенты-юноши чаще используют стратегии совладания: Поиск социальной поддержки и Принятие ответственности по сравнению с девушками.
Уровень переживаемого студентами стресса способствует усилению мотивации достижения успеха. Высокий уровень мотивации достижения успеха связан с активностью использования стратегии Положительная переоценка (р < 0,08), и более редким использованием стратегии Бегство / Избегание (р < 0,01). Уровень мотивации достижения оказывает обратное влияние на проявления Конфронтативного копинга, стратегий Бегство / Избегание и Планирование решения проблемы. Студенты с высокими показателями самоэффективности чаще используют стратегии совладания: Планирование решения проблемы, Положительная переоценка и редко – Поиск социальной поддержки, Планирование решения проблемы, Бегство / Избегание. Высокий уровень самоэффективности предсказывает активность использования стратегий Планирование решения проблемы (р = 0,00) и Конфронтативный копинг (р = 0,01) и низкую активность – Поиск социальной поддержки (р = 0,00), Бегство/Избегание (р = 0,00).
Успешные на экзамене студенты редко в совладании с экзаменационным стрессом принимают ответственность за результат на себя и редко демонстрируют избегание как реакцию на стресс. На итоговую оценку за экзамен оказывает прямое влияние активность использования стратегий Самоконтроль, Принятие ответственности, Планирование решения проблемы, и обратное влияние – Дистанцирование и Конфронтативный копинг.
ВЫВОД:
Согласно проведённому исследованию студенты первого курса гуманитарной специальности испытывают высокую степень, вызванную стрессовой ситуацией на экзамене. Студенты наиболее ярко выражают эмоциональные ресурсы совладания со стрессом в учебной деятельности, в частности на экзамене, которые проявляются в напряжении, озабоченности, беспокойстве, нервозности, ощущении неопределенности, бессилия, страхе грозящей неудачи, раздражительности, подавленности, тревоги, растерянности.
Так же следует отметить, что большинство студентов применяют стратегию планирование решения проблемы и положительной переоценки в процессе использования ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями, необходимо отметить,что меньшим спросов у студентов пользуется избегание и дистанционирование.
В процессе проведения исследования было выявлено, что разные формы проведения экзамена имеют несомненные преимущества и воспринимаются как менее стрессогенные в зависимости от специальности, возраста и курса обучения, изучаемого предмета. Эти данные подтверждают необходимость и возможность более гибкого подхода к организации экзаменационной процедуры в вузе.
Успешность на экзамене является психолого-акмеологическим фактором общей успешности студента и связана со спецификой совладающего поведения. Студенты, успешно сдающие экзамены устно, так же успешно сдают экзамены в форме компьютерного тестирования и успешны на экзаменационной сессии в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основной целью исследования являлось выявление ресурсов при выборе стратегии совладающего поведения, применяемых студентами гуманитарного направления в стрессовых ситуациях учебной деятельности.
В настоящее время не существует единого понятийного аппарата, описывающего феномен совладания, предложены различные классификации совладающего поведения, описаны различия между совладанием и психологической защитой, остается дискуссионным вопрос о причинах формирования эффективного совладания, что обусловило выделение интериндивидуального (определение типичного совладающего поведения, используемого людьми с определенными личностными особенностями в различного рода «критических» ситуациях), и интраиндивидуального (определение основных стратегии совладающего поведения, реализуемых в критических ситуациях определенного типа вне зависимости от личностных особенностей субъекта копинга, подходов к причинам возникновения стратегий совладания, изучены ресурсы совладающего поведения, изучена специфика совладания у студентов.
Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
Стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и помнить. Однако стресс можно предвидеть. Кратковременный стресс, связанный с сдачей экзамена, зачета можно пережить без последствий. А долговременные стрессы, которые никаким образом не решаются человеком могут плавно перетечь в депрессию, которая может негативно отразиться на психическом и физическом здоровье человека. Некоторых стрессов можно избежать. Нельзя допускать победы стресса над собой.
В процессе преодоления стрессовых ситуаций индивид, в нашем случае студент, использует различные ресурсы. Ресурсы - это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Обычно различают два крупных класса ресурсов: личностные и средовые. Иногда их называют психологическими и социальными ресурсами. Личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, а средовые - отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сетки. Более детальная классификация не только идентифицирует конкретные ресурсы, но и зачастую указывает на их источники. Поэтому выделяют культурные, политические и институциональные ресурсы.
Согласно проведённому исследованию студенты первого курса гуманитарной специальности испытывают высокую степень, вызванную стрессовой ситуацией на экзамене. Студенты наиболее ярко выражают эмоциональные ресурсы совладания со стрессом в учебной деятельности, в частности на экзамене, которые проявляются в напряжении, озабоченности, беспокойстве, нервозности, ощущении неопределенности, бессилия, страхе грозящей неудачи, раздражительности, подавленности, тревоги, растерянности.
Итак, цель курсовой работы достигнута. В курсовой работе были изучены и проанализированы теоретические основы ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями в учебной деятельности студентов. Проведен эмпирический анализ группы студентов первого курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бовть О.Б. Викитимологические аспекты исследования копинг-поведения студенческой молодежи // Актуальные проблемы молодёжи в современном мире - Севастополь: Севастопольский экономико-гуманитарный институт Таврического Национального Университета имени В. И. Вернадского, 2012. – 144 с.
2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессома. - СПб.: Речь, 2010.
3. Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации// http://www.psyhologyinfo.ru/
4. Воронова О.П., Одокиенко К.В. Стресс как составляющая учебной деятельности студента // Международный журнал экспериментального образования – 2011, № 8
5. ЕрмаковП.Н., Лабунская Л.А. Психология личности. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.
6. Журавлев А.Л. Совладающее поведение; Современное состояние и перспективы - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
7. Корнилова Т.В. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений / Субъект и личность в психологии саморегуляции - Севастополь: ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
8. Лебедева А.А. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития// Гуманитарный вектор. 2013, № 1 (33)
9. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструкций // Психология совладающего поведения – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.
10. Ломакина К. Ресурсы преодоления стресса // http://upsihologa.com.ua
11. Малахова С.И. Взаимосвязь стилей совладания и интеллектуальных предпосылок саморегуляции в учебной деятельности студентов// Психология совладающего поведения – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 241 с.
12. Силантьева Т.А. Социальная поддержка как ресурс совладания со стрессом в трудной жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 1. С. 177-179.
13. Чаусова О.А.Проблема жизнестойкости личности студентов как предпосылка психологической готовности к профессиональной деятельности // Концепция Ломоносова – 2011.
14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2009. - с.256
[1] Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструкций // Психология совладающего поведения – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 241 с.
[2] Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации// http://www.psyhologyinfo.ru/
[3] Силантьева Т.А. Социальная поддержка как ресурс совладания со стрессом в трудной жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 1. С. 177-179.
[4] Ломакина К. Ресурсы преодоления стресса // http://upsihologa.com.ua
[5] Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессома. - СПб.: Речь, 2010.
[6] Лебедева А.А. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития// Гуманитарный вектор. 2013, № 1 (33)
[7] Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструкций // Психология совладающего поведения – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 241 с.
[8] ЕрмаковП.Н., Лабунская Л.А. Психология личности. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.
[9] Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2009. - с.256
[10] Воронова О.П., Одокиенко К.В. Стресс как составляющая учебной деятельности студента // Международный журнал экспериментального образования – 2011, № 8
[11] Чаусова О.А.Проблема жизнестойкости личности студентов как предпосылка психологической готовности к профессиональной деятельности // Концепция Ломоносова – 2011.
[12] Бовть О.Б. Викитимологические аспекты исследования копинг-поведения студенческой молодежи // Актуальные проблемы молодёжи в современном мире - Севастополь: Севастопольский экономико-гуманитарный институт Таврического Национального Университета имени В. И. Вернадского, 2012. – 144 с.
[13] Малахова С.И. Взаимосвязь стилей совладания и интеллектуальных предпосылок саморегуляции в учебной деятельности студентов// Психология совладающего поведения – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 241 с.
[14] Корнилова Т.В. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений / Субъект и личность в психологии саморегуляции - Севастополь: ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
[15] Журавлев А.Л. Совладающее поведение; Современное состояние и перспективы - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.