Люди создают модели посредством трех универсальных процессов: исключения, (стирания) обобщения (генерализации) и искажения.
Эти процессы позволяют нам выживать, расти, учиться. Эти же процессы создают нам ограничения, снижают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, то мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых мета-моделью, чтобы работать с ними, в тех случаях, когда они ограничивают возможности выбора индивида, там самым нанося ему ущерб.
Чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной мы неосознанно отберем лишь некоторую часть информации, имеющейся в глубинной структуре. Мы предоставим собеседнику упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл, и наконец, мы будем обобщать так как перечисление всех возможных исключений и условий может сделать разговор слишком громоздким.
Например, мы можем сказать « Маша купила машину». Говоря это, мы предполагаем, что наш собеседник точно понимает, о ком идет речь, и мы опускаем все указания на этот счет. Мы не уточняем, каким образом, где, когда, на каких условиях она приобрела машину. Да и собственно, о какой машине идет речь, мы тоже не сообщили. И наш собеседник вполне может свое содержание вложить в наше сообщение, представив другую Машу, и совсем другой тип машины.
Таким образом, говоря о чем-либо, необходимо предоставлять информацию в том виде, в каком она будет максимально доступна слушателям. В свою очередь, в позиции слушателя важно отдавать себе отчет в том, насколько верно ты понимаешь собеседника. Правильному пониманию помогут вопросы. Мета - модель и была создана для того, чтобы научить слушателя обращать внимание на формы коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьироваться, но форма подачи информации дает слушателю возможность максимального понимания в любой специфической коммуникации.
Мета модель представляет собой серию вопросов, цель которых – повернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию, восстановить структуру и извлечь специфическую информацию, чтобы придать смысл коммуникации. Стоит помнить, что ни один из следующих паттернов сам по себе не является ни плохим, ни хорошим. Все зависит от контекста, в котором они используются и от результатов их применения.
В мета - модели выделяют три категории:
· Сбор информации до полного описания (исключения (опущения), отсутствие референтных индексов, неспецифические глаголы и номинализации)
· Ограничения модели говорящего (универсальные квантификаторы, модальные операторы возможности и модальные операторы необходимости)
· Логико-семантически ошибочные формы (причина-следствие, чтение мыслей, потеря субъекта)
§2. Сбор информации до полного описания
Сбор информации относится к получению точного и полного описания представляемого содержания посредством подходящих вопросов и реакций. Этот процесс служит также для связи индивида с его переживаниями. В данной категории четыре подразделения: исключения (опущения), отсутствие референтных индексов, неспецифические глаголы и номинализации. Расскажем о каждом из них.
1. Исключения – отсутствующие части модели.Для эффективной коммуникации необходимо понять, какая у партнера по общению (будь то ученик или клиент) карта мира. Сообщая о своей карте мира, собеседники обычно осуществляют это посредством поверхностных структур. Поверхностная структура, как мы отмечали ранее, представляет собой репрезентацию полной языковой репрезентации, из которой она выведена, - глубинной структуры. В случае, когда имел место языковый процесс исключения, мы почувствуем, что в поверхностной структуре недостает некоторых элементов. Эти элементы могут отсутствовать и в описываемой собеседником модели мира. Если в модели опыта индивида отсутствуют части этого опыта, значит, модель обеднена, что предполагает ограниченный выбор возможных способов поведения. По мере восстановления отсутствующих частей начинается процесс изменения.
Вначале нужно определить, является ли поверхностная структура полной. Один из способов заключается в том, чтобы спросить себя: Нельзя ли придумать другое правильное предложение, в котором бы для обозначения процесса, применялось бы то же слово, но с большим числом именных аргументов, чем в данной поверхностной структуре? Если вы сумели найти такую поверхностную структуру, значит, эта поверхностная структура не полная. Постараемся пояснить это на классическом примере, взятом из книги «Структура магии» Т 1.
Клиент: «Я боюсь».
Терапевт: «Чего?» («Чего или кого вы боитесь?»).
Другие примеры:
-Я не понимаю. Реакция: -Чего вы не понимаете?
-Я не люблю его (он мне не нравится).
Реакция: - Что в нем не нравится вам?
-Он - самый лучший!
Реакция: - Он самый лучший в чем?
В случаях исключения вопрос «Что именно?» вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом:
-Я не понимаю.
Реакция: - Как именно вы не понимаете?
-Ну, мне не ясно…