XVI. Методика исследования ситуативной и личностной тревожности.
Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 — для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
41. Я спокоен | ||||
42. Мне ничто не угрожает | ||||
43. Я нахожусь в напряжении | ||||
44. Я внутренне скован | ||||
45. Я чувствую себя свободно | ||||
46. Я расстроен | ||||
47. Меня волнуют возможные неудачи | ||||
48. Я ощущаю душевный покой | ||||
49. Я встревожен | ||||
50. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
51. Я уверен в себе | ||||
52. Я нервничаю | ||||
53. Я не нахожу себе места | ||||
54. Я взвинчен | ||||
55. Я не чувствую скованности, напряжения | ||||
56. Я доволен | ||||
57. Я озабочен | ||||
58. Я слишком возбужден, и мне не по себе | ||||
59. Мне радостно | ||||
60. Мне приятно |
Шкала личностной тревожности
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго задумываться».
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | ||
61. У меня бывает приподнятое настроение | |||||
62. Я бываю раздражительным | |||||
63. Я легко могу расстроиться | |||||
64. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
65. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
66. Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
67. Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
68. Меня тревожат возможные трудности | |||||
69. Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
70. Я бываю вполне счастлив | |||||
71. Я все принимаю близко к сердцу | |||||
72. Мне не хватает уверенности в себе | |||||
73. Я чувствую себя беззащитным | |||||
74. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
75. У меня бывает хандра | |||||
76. Я бываю доволен | |||||
77. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
78. Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
79. Я неуравновешенный человек | |||||
80. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | |||||
Обработка результатов:
Определите суммарный показатель ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
Ситуативная тревожность | Ответ | Личностная тревожность | Ответ | ||||||
21. | |||||||||
22. | 41. | ||||||||
23. | 42. | ||||||||
24. | 43. | ||||||||
25. | 44. | ||||||||
26. | 45. | ||||||||
27. | 46. | ||||||||
28. | 47. | ||||||||
29. | 48. | ||||||||
30. | 49. | ||||||||
31. | 50. | ||||||||
32. | 51. | ||||||||
33. | 52. | ||||||||
34. | 53. | ||||||||
35. | 54. | ||||||||
36. | 55. | ||||||||
37. | 56. | ||||||||
38. | 57. | ||||||||
39. | 58. | ||||||||
40. | 59. | ||||||||
S СТ = | S ЛТ = |
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности | |
до 30 | низкий |
31-44 | средний |
45 и более | высокий |
Интерпретация результатов:
Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу.
Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них сильнейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аффективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно воспринимают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая отрицательно сказывается на результатах.
Известно, что некоторые люди вообще не склонны испытывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитивными и прогностическими способностями. Эти качества находят свое отражение в легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, деятельности, жизни.
Тревожность оказывает влияние на формирование личности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Периодически переживаемое человеком чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии поведения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.
Рекомендации:
Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.
Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.