Запечатлевания и Родовая Травма
Механизм, посредством которого новорожденный младенец обладает некоторым «жизненным опытом», называется импринтин-гом1, или ранним запечатлеванием. Суть импринтинга проста — любая сложная развивающаяся система отображает в своей структуре условия и события, сопутствующие ее развитию на каждом этапе. Так, например, по годовым кольцам на срезе дерева можно судить о климатических условиях того или иного года. Очевидно, что цветы, выросшие на солнце и при искусственном освещении, будут различаться. Если нераспустившийся бутон проткнуть иглой, то на распустившихся лепестках останутся отверстия, которые еще и увеличатся в размере. Эти простейшие примеры иллюстрируют явление импринтинга. Хотя заиечатлевапие происходит также и на тонком психическом уровне.
Каждый организм развивается по некоторой программе, заложенной в изначальное семя или яйцеклетку. Развитие происходит в необходимых для этого условиях, которые программа «ожидает», пРедполагает их. Не встретив этих условий, процесс развития прерывается. Например, растение, не получив достаточно влаги, прекращает рост и погибает. Но и идеальных условий также никогда не бывает.
англ. imprint — отпечатывать, оставлять след.
Программа развития гибко приспосабливается к имеющимся неидеальным условиям и изменяется в соответствии с ними. Однако при сильном отклонении условий за некоторые границы развивающаяся система теряет свою изначальную сущность, то есть вырождается, становится иной, чуждой тому классу или виду, к которому должна принадлежать. Так, съедобный гриб под воздействием неблагоприятных экологических условий превращается в ядовитый в результате видоизменения структуры некоторых молекул.
Все сказанное выше справедливо и для перинатального периода у человека. Программа развития «ожидает» определенных необходимых условий. Во время беременности это и соответствующее питание матери, и должная физическая активность, эмоциональное состояние и поведение. В родах — психоэмоциональное состояние матери, физические и психологические условия, способствующие родовой деятельности, правильная работа тела при схватках и в период изгнания. Программа предусматривает естественное прекращение кровообмена между ребенком и плацентой, прикладывание к материнской груди и нахождение в дальнейшем вместе с матерью. В период новорожденное™ и на первом году жизни — также целый комплекс условий, обеспечивающий нормальное развитие — от физических условий до отношения матери и ее психического состояния. В основном «ожидаемые» условия обеспечиваются естественными поведенческими реакциями матери и рефлексами ребенка.
Программа развития, предполагая определенные условия, предполагает и соответствующие запечатлевания, необходимые для нормального развития на последующих этапах. Такого развития, при котором проявляются и реализуются сущность, цель и смысл индивидуального бытия. Основой жизни человека является его биологическая природа, а сущность и смысл проявляются через создаваемую им культуру. Поэтому и запечатлевания ребенка не являются чисто биологическими, как у животных, а всегда культурно окрашены. Это создает возможность дальнейшей социализации и наследования культурных ценностей. Таким образом, важными оказываются не только биологические условия, но и культурная среда в лице матери и других людей, влияющих на ребенка.
Нарушения условий реализации программы развития, как естественных биологических, так и вызванных неадекватным требованиям перинатального периода поведением матери, приводят к отрицательным запечатлеваниям. То есть таким, которые создают препятствия для социализации и проявления человеческой сущности. В крайнем случае — вплоть до неконтролируемой агрессивности ко всему окружающему и противостояния всей человеческой культуре. У ответственных и заботливых родителей, любящих своих детей, часто распространено представление о новорожденном младенце как о некоем ангельском существе, чистом и непорочном, что, к сожалению, не более чем прекраснодушная фантазия. Ангельскому существу незачем облекаться в плоть. Но существо, облеченное в плоть, должно пройти в этом мире свой путь и многое испытать, прежде чем оно, возможно, достигнет совершенства духа, не нуждающегося в телесной оболочке. Характер приносимого во внеутроб-ную жизнь «багажа» делает ребенка с самого начала (на своем, конечно, уровне) «заземленным» и подверженным страстям и искушениям так же, как и нас, взрослых. Увидеть это не так просто, да и нельзя требовать от родителей необходимой для этого отрешенности. Однако учет этого факта в воспитании избавляет от многих иллюзий и позволяет принимать более мудрые решения.
Ребенок является несовершенным уже хотя бы потому, что рождается от несовершенных родителей, передающих ему не только свои положительные стороны, но и отрицательные. Передающих не только в процессе воспитания после рождения, но с самого момента зачатия.
Допустим, мы сможем представить себе гипотетического идеального младенца, идеально рожденного от идеальных и совершенных родителей. С трудом, но можно нарисовать себе картину идеального зачатия, произошедшего от соития в отсутствии плотских страстей, в возвышенном состоянии духа. Можно представить беременность, проходящую в полной телесной и душевной гармонии, без тревог и забот, без стрессовых ситуаций, в постоянной молитве и смирении. Роды, несущие матери экстаз полной реализованное™ и исполненности, а ребенку — рождение, скорее напоминающее... вознесение на Небо. Видимо, вознесением и должны такие роды завершиться. Такому ребенку нечего делать на нашей грешной земле.
Именно потому-то дети рождаются и живут, что в жизни реализуется совсем иная картина. Они зачинаются в плотском влечении, вынашиваются в страхах и беспокойствах, и рождение для них и для мамы — не легкая приятная прогулка. Полностью идеальных условий не бывает. Поэтому не бывает и идеальных запечатлеваний. Различие реальной и идеальной картин обусловливает то, что мы называем Родовой Травмой. Мы пишем эти слова с большой буквы, чтобы подчеркнуть отличие от медицинского понятия родовой травмы. Хотя последняя может быть частью Родовой Травмы.
В силу невозможности идеальных условий Родовой Травмы избежать нельзя. Родовая Травма — это то, чем мы отличаемся от чистого и непорочного идеала, не существующего в нашем мире. Это то, что определяет нашу уникальность и неповторимость — как наши недостатки, так и способности и таланты. Мы проносим Родовую Травму через всю жизнь. Это — отправная точка жизни, задающая ее индивидуальный и неповторимый стиль. И одновременно, может быть, то, что должно быть преодолено на пути достижения совершенства.
Родовая Травма охватывает все сферы человеческого существа. Она проявляется в теле в виде мышечных напряжений, функциональных расстройств, а то и в виде физической родовой травмы. Она влияет на характер нервных процессов, способ эмоционального реагирования. Она определяет логику жизни, направляя по ней ум, иллюзорно воспринимающий эту логику как законы самого бытия. Она отсекает нас от Источника, дающего нам жизнь, и ввергает в иллюзию самодостаточности.
Каждая историческая эпоха и каждая культура имеют свои специфические черты Родовой Травмы. Эти черты в конечном итоге определяются верой и господствующим мировоззрением, из которых вытекает отношение к ребенку и его рождению. Взгляды родителей и их образ жизни, их поведение определяют то, как будут проходить беременность и роды, а значит, и Родовую Травму. Родовая Травма — первичное, а потому очень прочно укореняющееся воздействие культуры на вновь входящего в жизнь. И в соответствии с этим воздействием, формирующим самые глубинные жизненные установки, обществу откликается в том следе, который оставляет человек после себя. Может быть, его жизнь ознаменует поднятие культуры на более высокую ступень, а может быть, он будет лишь бессознательно мстить всему окружающему за свое нелепое и бессмысленное существование.
Культура, исходящая из признания сакральное™ человеческой жизни, всегда имеет в себе перинатальную культуру. Перинатальная культура — это органическая составляющая общей культуры, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить обществу необходимый потенциал, его способность осуществлять то, что провозглашается целью и смыслом человеческой жизни. Она направляет родителей на осознанное отношение к себе как носителям того наследства, которое они передают детям, как к первичной среде, в которой они развиваются. Другими словами, задача перинатальной культуры — уменьшение Родовой Травмы.
Если сакральный смысл человеческой жизни отрицается, то существование бессознательно, смыслы сиюминутны и извлекаются из внешних общественных установок, поведение следует социальным штампам. Это ведет к отмиранию перинатальной культуры (как, собственно, и культуры вообще), к игнорированию важности первых запечатлеваний, к практике, нарушающей естественные условия развития, а стало быть — к увеличению Родовой Травмы. Бессознательность ведет к безответственности. При безответственном отношении к родительской миссии, то есть снятии с себя всякой ответственности и слепом следовании стереотипам, Родовая Травма усугубляется из поколения в поколение. Отсутствие перинатальной культуры неминуемо будет вести к такой Родовой Травме, которая выведет общество на грань выживания. Причем не важно, в силу каких причин — экологических, политических или каких-либо иных. Первый год — специфический период развития, со своими необходимыми условиями и запечатлеваниями. И поэтому, аналогично Родовой Травме, можно говорить о Травме Младенчества. В отсутствие перинатальной культуры Травма Младенчества может усугублять Родовую Травму, если не осознается необходимость условий, дающих возможность программе развития вести малыша по пути раскрытия его сущности.