Интегральная теория социальных контрактов

Интегральная теория социальных контрактов Т.Доналдсона и Т.Данфи Интегральная теория социальных контрактов разработана Томасом Доналдсоном и Томасом Данфи. Авторы дают ей оценку как о «реалистичной, всеобъемлющей и глобальной нормативной теории этики бизнеса». Она учитывает моральное разнообразие различных культур, одновременно обеспечивая определенные универсальные нормы. Центральная идея теории – терпимость к разнообразию систем моральных стандартов.
Социальный контракт Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизне, 2002. – С.75-76 Социальный контракт – это неформальное соглашение, касающееся поведенческих норм, которые возникли на основе общих целей, убеждений и позиций групп людей или сообществ. Моральные субъекты (организации, корпорации) обретают легитимность посредством социального контракта с обществом, поскольку все они, в конечном счете, действуют для повышения благосостояния общества. Социальный контракт является инструментом измерения эффективности производительной организации. Когда организации выполняют условия контракта, они действуют правильно и в интересах общества. Но если они не соблюдают условия контракта, то общество имеет право морально осудить эти организации».
  Глобализирующееся общество чаще всего связывают с экономическими трансформациями, но базовыми в нем являются все-таки изменения ценностного, этического характера. Когда в обществе взаимодействуют субъекты, выросшие и живущие в разных ценностно-этических системах, совершенно необходимым становится инструментарий урегулирования моральных стандартов этих систем, «правила игры», действенные для всех и принимаемые всеми взаимодействующими сторонами. Суть ее в следующем. Существуют «гипернормы» – универсальные ценности. Наряду с ними существуют нормы локальных сообществ – микросоциальный контракт. Отношения между ними регулируются с помощью макросоциального контракта.
Перечень гипернорм Гипернормы обеспечивают основную моральную структуру мира и служат основанием для возникновения социальных контрактов Гипернормы в интегральной теории социальных контрактов обеспечивают базу для оценки всех остальных норм и представляют собой основополагающие принципы, фундаментальные для человеческого бытия. 1. Личная свобода 2. Физическая безопасность и благополучие 3. Участие в политике 4. Согласие, основанное на осведомленности 5. Обладание собственностью 6. Право на средства к существованию 7. Равное достоинство каждого человека Гипернормы соотносятся в нормами локальных сообществ через посредничество макросоциального контракта.
Нормы локальных сообществ – микросоциальный контракт К ценностям «микросоциального контракта» относятся те, что действуют в пределах локальных сообществ, то что относится к сфере обычаев и традиций различных социумов. Например, детский труд и политика протекций и родственного покровительства при приеме на работу (непотизм) вполне приемлемы в деловой этике «востока» и неприемлемы в западной этике бизнеса. К нормам микросоциального контракта относятся нормы научного сообщества, различные требования этико-нормативной регуляции в различных сферах научной деятельности. Вот наиболее известные и простые, на которые должен ориентироваться аспирант при написании диссертации: · хорошо знать все то, что сделано и делается в своей области науки; публикуя результаты своих исследований; · четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим; · в публикации привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; · давать счерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов и др.
Глобальный уровень – макросоциальный контракт Для урегулирования различных моральных стандартов выработан макросоциальный контракт, принципы взаимодействия (права и обязанности) на глобальном уровне. К этим принципам относятся: 1. Свободное моральное пространство; 2. Свободное согласие с правом на существование; 3. Совместимость с гипернормами; 4. Правила установления приоритетности; Локальным экономическим сообществам должно быть предоставлено свободное моральное пространство, в котором они могут – через микросоциальные контракты – генерировать обязательные для их членов этические нормы. Микросоциальные контракты, генерирующие эти нормы, должны быть основаны на согласии, подкрепленном правом выхода из сообществ (и микросоциальных контрактов). Чтобы нормы микросоциального контракта стали обязательными для членов сообщества, они должны быть совместимы с гипернормами. Для решения конфликтов между конкурирующими, исключающими друг друга нормами микросоциальных контрактов должны применяться правила определенных приоритетов, совместимые с принципами 1-3.  
Концепция свободного морального пространства Концепция свободного морального пространства касается конкретных моральных сфер, которые не определены макросоциальным контрактом и не исключены гипернормами. Для экономических сообществ это создает возможность посредством микросоциальных контрактов развивать нормы, приспособленные к потребностям этих сообществ. Таким образом, буддистские сообщества могут развивать нормы, отражающие их культурные предпочтения, а корейцы – нормы своего трудового поведения, соответствующие их культуре. Микросоциальные контракты дают моральные нормы, которые наилучшим образом служат различным сообществам.
Что делать, если происходит конфликт моральных стандартов? Интегральная теория социальных контрактов позволяет выявить приоритеты, на рациональном уровне соотнести моральные стандарты разных уровней. Приоритет имеют гипернормы. Существует комплекс правил определения приоритетов. Согласно теории Доналдсона и Данфи, «сделки, совершаемые исключительно в пределах одного сообщества и не оказывающие существенного негативного воздействия на других людей или иные сообщества, должны регулироваться нормами того сообщества, в котором они совершаются». Иначе говоря, действовать в ситуации, когда нет особого «несовпадения» моральных стандартов, следует по принципу: «В чужой монастырь не ходят со своим уставом». Нормы местного сообщества обладают правом приоритетности до тех пор, пока они не оказывают существенного негативного воздействия на других людей и иные сообщества. Чем обширнее или глобальнее сообщество, являющееся источником определенной нормы, тем более высокий приоритет следует отдавать этой норме. А нормам, имеющим первостепенную важность для поддержания социальной и культурной среды, в которой происходит конфликт моральных стандартов, следует отдавать приоритет перед нормами, потенциально разрушительными для этой среды. Когда приходится иметь дело с множеством конфликтующих норм, основу для определения приоритетов дают модели логической совместимости различных норм. Приоритет отдается гипернормам, на второе место выходят нормы микросоциального контракта.

Наши рекомендации