Аспект состоит в том, что мир индивидуального существования мо-
Жет быть понят только из непосредственного описания уникальной
Ситуации.
Учитель Перлза — Курт Гольдштейн. Применение положений
гештальттеории: активность воспринимающего, который структури-
Рует дискретные события и придает им смысл (Каффка, 1935; Келер,
Вертгеймер, 1945). Перлз распространил положения гештальт-
теории восприятия на изучение личности, использовав понятия «от-
ношение фигуры и фона» для объяснения восприятия чувств, эмоций
и телесных ощущений: восприятие того, что будет «фигурой», а что
будет «фоном», зависит от доминирующей потребности (стакан воды
На фоне явств). Организм как целое.
3. В. Райх ввел понятие сопротивления в психотерапии. Сопро-
тивление — термин, который помогает при описании переживания
внутренней преграды, возникающей у людей по отношению к воз-
Можным изменениям в поведении или при осознании значимых пере-
Живаний. Сопротивление — как защита от стресса, обусловленная
Развитием и изменением личности. В. Райх (ученик Фрейда) рассмат-
ривал сопротивление как часть «телесной брони» (мышечный пан-
Цирь), то есть физическое выражение психологической защиты. Со-
противление проявляется в невербальном поведении, или языке тела —
наше тело задерживает наши чувства! Сопротивление (по Перлзу) —
это форма избегания осознания: «как я избегаю сознавания», а не «что
я хочу сознавать». Увидеть, как мы останавливаем себя — то есть
осознание собственного поведения, а не причин поведения.
«Как люди сами себе не позволяют завершить гештальт»: «как»
важнее, чем «почему». Сопротивления не разрушают, а помогают
Осознать риск пережить заблокированные чувства.
Основные понятия
1. Фигура и фон. Перлз предложил ритмическую смену процесса
Формирования и завершения фигуры, когда в качестве фигуры высту-
Пает потребность (получить поддержку, выразить гнев). Саморегуля-
Ция приводит к образованию (формированию) фигуры, или гешталь-
та. «Гештальт» — паттерн или конфигурация — специфическая
Организация частей, составляющих определенное целое.
Гештальтобразования возникают на определенном фоне и с опре-
деленным задним планом. Из фона выбираем то, что важно, и это ста-
Новится гештальтом. Фигура — преобладающее чувство. Когда по-
Требность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою
значимость и отступает на задний план (ритмичность). Если позво-
Лить сделать фигуру более четкой, с тем чтобы неотреагированные
Чувства нашли свое выражение, то травмирующий гештальт завер-
Шится. Неудовлетворенные потребности вызывают напряжение. Пси-
Холог-консультант наблюдает за человеком, как он удовлетворяет и
Выражает свои потребности, чтобы помочь ему осознать их и сделать
Выбор.
2. Организм как целое. Нет пропасти между ментальной и физи-
Ческой деятельностью. Любой аспект поведения может быть рассмот-
рен как проявление целого бытия человека: что человек делает, как
Движется и говорит — свидетельствует о том, что он думает. Человек
часть широкого поля: нет разделения между организмом и средой. У
здорового эта граница подвижна: контакт со средой — формирование
Гештальта, отход — завершение. У невротика это взаимодействие ис-
Кажено — незавершенные гештальты, он не способен осознать, какая
потребность является доминирующей. Актуальный «контакт и уход»
и то, что является «фигурой» в данный момент, отражает иерархию
Потребностей.
3. «Здесь и теперь». Настоящее. «Если чувства готовы, если
глаза и уши открыты — вы всегда найдете решение». Фокус должен
быть на переживаниях в настоящем. Надо жить в настоящем! Невро-
Тик на это не способен, так как несет незавершенные гештальты из
Прошлого, фрагменты которого всплывают в настоящем, и предлага-
ется их пережить, проиграть в настоящем. Тревожность: разрыв меж-
ду «сейчас» и «тогда» — отвлеченность напряжения от настоящего —