УПРАЖНЕНИЕ: детские воспоминания о защитных действиях

Чтобы понять истоки защитного поведения, нужно вернуться в детство и вспомнить ситуации, когда кто-то защищался, а вы за этим наблюдали или защищались сами. Опишите эти ситуации в дневнике. Когда будете писать, ответьте на вопросы:

♦ Кто начал разговор?

♦ В каких отношениях состояли участники разговора?

♦ Вы видели подобное прежде?

♦ Что почувствовали эти два человека?

♦ Обострилась ли ситуация?

♦ Кто выиграл, а кто отступил?

♦ Участвовали ли в конфликте другие люди?

♦ Результат оказался ожидаемым?

♦ Как участники разговора вели себя после ссоры?

Например:

Мне было около десяти лет. Мы с отцом смотрели телевизор. После ужина мама попыталась с ним поговорить. Но он хотел смотреть свою передачу. Она встала, положила руки на бедра и сказала ему, что он скучный. Она разозлилась и, думаю, расстроилась. Он отреагировал саркастически, сказав, что не помнит, когда в последний раз она говорила ему что-нибудь интересное. Она ответила, что ему стоит поискать другую женщину, способную удержать его внимание. Он назвал ее глупой истеричкой. Они начали ругаться. Мама заплакала и вышла из комнаты. Отец выглядел виноватым, но ничего не предпринимал. Неделю они не разговаривали. Дома чувствовалось большое напряжение. Такие ситуации я наблюдала много раз до этого. Мне было очень неприятно.

Составляя собственный сценарий, вы можете определить, какой из семи общих защитных маневров был использован в этой ситуации. А какой вы используете чаще всего сейчас? Вы понимаете, что два человека, участвующие в споре, внутренне боятся почувствовать себя ненужным? УПРАЖНЕНИЕ: определить, откуда происходит защитное поведение

В дневнике как можно подробнее опишите ситуацию из детства, когда вы остро реагировали на случившееся и пытались себя отстоять. Отметьте, какие защитные маневры вы используете сейчас. Например:

Я остро реагирую на запреты. Подростком я была очень болезненной, и мама меня гиперопекала. Она не разрешала мне гулять с подругами и заставляла ложиться спать, когда я еще не хотела. Я ругалась с ней из-за того, что она слишком меня контролирует. Если партнер пытается мне что-то запретить, я восстаю и делаю то, что хочу. Обычно я ухожу или оспариваю правильность фактов партнера. Я реагирую очень быстро и почти не слушаю его доводов, боясь, что моя уверенность снова будет разрушена.

Чем больше детских воспоминаний вы опишете, тем яснее увидите, какие схемы поведения вы неосознанно перенесли из прошлого в настоящее. Шаг 3: Определить пусковые факторы защитного поведения

Большинство пусковых факторов имеют детские истоки. В каждой семье есть проблемные зоны, по которым там часто возникают споры. Вы усвоили их, либо участвуя в семейных спорах, либо наблюдая за ними. Ситуации, схожие с пережитыми в детстве, могут вызывать те же реакции.

Наши рекомендации