Глава 6. Концепт как основа языковой картины мира

6.1. Понятие концепта.............................................................................77

6.2. Методика описания концепта..........................................................80

6.3. Результаты исследования концептов базовых эмоций

человека..........................................................................................................90

Ключевые термины.......................................................................................94

Контрольные вопросы..................................................................................94

Практические задания..................................................................................94

Рекомендуемая литература........................................................................95

Глава 7. Аккультурация как освоение чужой культуры. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры

7.1. Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации ....96

7.2. Результаты аккультурации...............................................................99

7.3. Понятие культурного шока и его симптомы................................100

7.4. Механизм развития культурного шока.........................................102

7.5. Факторы, влияющие на культурный шок.....................................103

7.6. Подготовка к межкультурному взаимодействию........................107

Ключевые понятия......................................................................................109

Контрольные вопросы................................................................................109

Практические задания................................................................................109

Рекомендуемая литература......................................................................111

Глава 8. Стереотипы сознания

8.1. Понятие и сущность стереотипов.................................................112

8.2. Механизмы формирования стереотипов......................................115

8.3. Происхождение стереотипов........................................................117

8.4. Функции стереотипов....................................................................118

8.5. Виды стереотипов..........................................................................120

8.6. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.......124

Ключевые термины....................................................................................125

Контрольные вопросы...............................................................................125

Практические задания...............................................................................125

Рекомендуемая литература......................................................................126

Глава 9. Невербальное коммуникативное поведение

9.1. Специфика невербальной коммуникации....................................128

9.2. Невербальные элементы коммуникации......................................130

Ключевые термины....................................................................................141

Контрольные вопросы...............................................................................141

Практические задания...............................................................................141

Рекомендуемая литература......................................................................143

Глава 10. Коммуникативное поведение

10.1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания......................................................................................................144

10.2. Коммуникативное поведение и культура..................................146

10.3. Национально-культурная специфика коммуникативного

поведения....................................................................................................148

Ключевые термины....................................................................................153

Контрольные вопросы...............................................................................153

Практические задания...............................................................................154

Рекомендуемая литература......................................................................155

Глава 11. Языковая личность

11.1. Определение языковой личности...............................................157

11.2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации.............................................................................................159

11.3. Понятие идентичности................................................................161

11.4. Виды идентичности. Физиологическая идентичность.............163

11.5. Социальная идентичность...........................................................164

Ключевые термины....................................................................................170

Контрольные вопросы...............................................................................171

Практические задания...............................................................................171

Рекомендуемая литература......................................................................172

Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности

12.1. Понятие национального характера.............................................174

12.2. Параметры сопоставления психологической идентичности .... 177

Ключевые термины.....................................................................................183

Контрольные вопросы................................................................................183

Практические задания................................................................................183

Рекомендуемая литература......................................................................185

Заключение.................................................................................................187

Словарь терминов.....................................................................................190

Список используемой литературы........................................................196

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория и практика межкультурной коммуникации как учеб­ная дисциплина появилась в отечественных вузах сравнительно недавно, и ее учебно-методическое обеспечение является в на­стоящее время не вполне решенной проблемой. Вышедшие в раз­личных лингвистических центрах учебники и пособия, во-первых, не всегда полны с точки зрения теоретического оснащения, во-вто­рых, зачастую сориентированы на конкретный вид межкультурно­го взаимодействия (например, русские - американцы), в-третьих, не всегда доступны обучающимся. Данное учебное пособие в зна­чительной степени снимает остроту проблемы.

Настоящее пособие призвано познакомить студентов с клю­чевыми идеями соответствующей отрасли науки, сформировать базовые представления о том, как происходит освоение человеком неродной культуры, дать научное объяснение ряду важнейших со­ставляющих коммуникативного поведения представителей разных лингвокультурных сообществ. Понятийно-терминологический ап­парат и теоретическая база учебного пособия охватывают разнооб­разные аспекты межкультурной коммуникации: проблемы языковой личности, картины мира, концепта, стереотипов сознания и т. д.

Учебное пособие состоит из предисловия, 12 глав, заключе­ния, терминологического словаря и библиографического списка. Главы по большей части автономны, материал «не перетекает» из одного раздела в другой. Преподаватель в процессе обучения сту­дентов может варьировать последовательность обсуждения тем. Вынесение в конец каждой главы основных терминов, сформули­рованные вопросы организуют и облегчают восприятие теорети­ческого материала. Студентам предлагаются также задания при­кладного характера, направленные на реконструкцию ментальных и поведенческих стереотипов представителей различных культур, в том числе собственной. Список литературы составлен с ориен-

тацией на более глубокое осмысление ряда положений. Для об­легчения усвоения научно-понятийного аппарата пособие включа­ет терминологический словарь. В заключении выделены главные условия успешной коммуникации.

Настоящее пособие апробировано при чтении курса «Вве­дение в теорию межкультурной коммуникации» на факультете иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Пособие предназначено прежде всего для студентов языко­вых факультетов. Оно соответствует Государственному стандарту по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», в котором предусматривается курс «Введение в теорию межкуль­турной коммуникации». Материалы пособия могут быть исполь­зованы в практике изучения и преподавания ряда лингвистических курсов междисциплинарного характера, таких как лингвокульту-рология, психолингвистика, этнолингвистика, лингвострановедение, социолингвистика. Пособие заинтересует всех, кого волнуют проблемы межкультурной коммуникации.

Лишь тот постигает жизнь,

кто проникает в другие миры.

Магон, карфагенский путешественник

Глава 1

Наши рекомендации