Значение и место социальной психологии в системе научного знания.
Социальная психология возникла на стыке наук – психологии и социологии. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет свои причины. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связи общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.
В понимании круга задач, решаемых наукой, дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).
I ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
II ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии.
Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой. Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуждение можно привести и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном подходе мы не уйдем от вопроса о «границах»: что значит «на стыке», какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит «самостоятельная дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно самостоятельные области, не захватываемые никоим образом ни психологией, ни социологией.
Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости, но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно.
Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, то специфическая проблематика социальной психологии ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах – вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует.
Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии. Если социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных норм и ценностей, то социальных психологов – конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которых живет человек.
Таким образом, социальная психология и социология являются наиболее близкими (по своим предметам) науками (рис.2). В тоже время социальная психология обязана сотрудничать с социальной философией и не может обойтись без истории.
Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологически образования, как социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально – психологически климат, общественное мнение, умонастроения, а также такие феномены, как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т. п.
Социальная психология связана с другими отраслями психологии: общая психология, возрастная, педагогическая и др.
В центре внимания и социальной психологии и психологии личности находится индивид. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами (например, почему одни индивиды более агрессивны или общительны?).
Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко.
Социальная психология исторически возникла из общей психологии. Многие методы и приемы социально – психологического исследования позаимствованы из общей психологии, правда, в несколько измененном виде (наблюдение, эксперимент, опрос и т. д.).
Некоторые социально – психологические явления будут глубже поняты на основе общепсихологических законов. Например: особенностями характера человека можно объяснить его затруднения в общении. Сдвиги в психических процессах человека в условиях непосредственного контакта и взаимодействия людей могут быть поняты только в соответствии с показателями и данными из области общей психологии (пороги чувствительности, объем и устойчивость восприятия и внимания, особенности решения мыслительных задач и многое другое).
Социальная психология опирается на психологию так же, как последняя на физиологию.
Отличие социальной психологии от общей заключается в том, что её основу составляют психологические явления, которые возникают лишь в общении и через общение людей друг с другом, в их непосредственном контакте. В общей же психологии основное внимание сосредоточено на законах внутренней отражательной деятельности субъекта. Хотя данное различие весьма относительно. Дело в том, что в советской психологии давно и убедительно доказано, что все психические явления от самых элементарных (ощущения) до самых сложных (характер) социально обусловлены.
Социальная психология является итогом развития определенной стороны общей психологии, в которой фиксируются, прежде всего, результаты общения людей друг с другом.
Социальная обусловленность социально – психологических явлений носит более конкретный, более явственный и более сложный характер, т. к. они зависят от микросреды, от непосредственного контакта между людьми и на них существенно влияет макросреда, все элементы социальной макроструктуры общества.
При анализе законов общей психологии мы рассматриваем соотношение внутренних элементов психики. Природа же социально – психологических явлений и законов может быть раскрыта только через обращение к социальному контакту.
В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения, по своей внутренней структуре. В социальной психологии психические процессы, состояния и свойства наполняются конкретно - историческим содержанием. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий.
Связь социальной психологии с общей психологией двусторонняя. Не только общепсихологические законы и явления отражаются в социально – психологических процессах, но и обратно, социально – психологические явления и законы углубляют наши знания об общепсихологических процессах. Индивидуальные особенности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и свойств (темперамента, характера) наиболее полно и адекватно раскрываются лишь в условиях групповой, коллективной деятельности.
Самая тесная и двусторонняя связь у социальных психологов с детской, педагогической и возрастной психологией. Проблемы социализации, овладения основным орудием коммуникации – речью, теснейшая связь вопросов общения, познания и труда в онтогенетическом плане – вот тот круг исследований, который так сближает эти дисциплины.
Теснейшим образом социальная психология связана с психологией труда и инженерной психологией. В настоящее время доказано, что подлинно научная организация труда, решение проблем социального планирования на промышленных предприятиях невозможны без создания положительной психологической атмосферы во взаимоотношениях между людьми по горизонтали и по вертикали, по официальным и неофициальным каналам.
В последние годы сформировались плодотворные связи социальной психологии с космической, военной, спортивной психологией. Известно, что современные достижения в космосе, в военном деле, в спорте немыслимы без четких согласованных действий различных по своему составу, уровню и задачам групп.
Групповая психотерапия, место и роль конфликтных ситуаций общения в клинике неврозов, различного рода фрустраций как следствие плохой адаптации и социомобильности – вот проблемы, связывающие медицинскую психологию с социальной.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения социальной психологии?
2. Дайте определение социальной психологии как науки.
3. Что входит в систему социальной психологии как науки?
4. Как развивался предмет науки «социальная психология» в историческом аспекте: в античности, в средневековье, в ХХ веке?
5. Расскажите о становлении социальной психологии в России.
6. Укажите на взаимосвязь социальной психологии с другими науками.
7. Какие отношения существуют между социальной психологией и философией?
8. Какое место занимает социальная психология в ряду других наук?
9. Каковы разновидности статуса социальной психологии как науки?